Инфоурок Другое ПрезентацииРеализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников

Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников

Скачать материал
Скачать материал "Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Реализация идеи 
интеграции в 
        логико-математическом
        развитии...

    1 слайд

    Реализация идеи
    интеграции в
    логико-математическом
    развитии дошкольников
    Подготовили:
    Студентки 41д9 группы
    Климко В.Е.
    Кривцова К.И.
    Дубына Н.В.

  • Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста в современных условиях

    2 слайд

    Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста в современных условиях

  • Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развити...

    3 слайд

    Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира вне и внутри себя.





    Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни.
     
    В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка.

    Логико-математическое развитие детей
    дошкольного возрастав современных условиях

  • Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А. Столяра, следует по...

    4 слайд

    Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения» познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.
    Логико-математическое развитие детей
    дошкольного возраста в современных условиях
    В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и понятие «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова), которое является тождественным.

    Под  логико-математическим развитием дошкольников 
    следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними
    логических операций.

  • Согласно Федеральным  государственным требованиям нам необходимо отка...

    5 слайд

    Согласно Федеральным государственным требованиям нам необходимо отказаться от занятий учебного типа в дошкольном образовании понимать термин «занятие» в самом широком его смысле, а именно как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

    Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста в современных условиях
    В связи с этим у педагогов-практиков возникает вопрос:
    «Как обучать детей математике учитывая вышеперечисленные нововведения?».

    Математика – наука довольно сложная.
    Однако ответ может быть очень простым!
    Оглянитесь вокруг… Все, что нас окружает, подчинено
    законам математики: все можно посчитать и измерить,
    расположить в пространстве и найти сходство с
    геометрическими формами и фигурами и т.п.

  • В детских видах деятельности заложены огромные возможности для матем...

    6 слайд

    В детских видах деятельности заложены огромные возможности для математического развития детей.
    При этом:
    процесс обучения превращается в процесс «усвоения…в других (не учебных) видах деятельности»;
    присутствует «ситуация, актуально побуждающая и вынуждающая к расширению и перестройке собственного опыта»;
    интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, становятся источником познавательных интересов.

    Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста в современных условиях
    Отсюда следует, что процесс логико – математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен:
    активизировать мыслительную деятельность,
    позволять ребенку находить и осваивать способы
    познания окружающей действительности,
    развивать творческие способности и уверенность
    в своих силах.

  • Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста в современных услов...

    7 слайд

    Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста в современных условиях
    Таким образом, наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья.
      









    Воспитывать - значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей.
    Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений»,
    то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания:


      









  • Реализация идеи интеграции 
в логико-математическом развитии дошкольников

    8 слайд

    Реализация идеи интеграции
    в логико-математическом развитии дошкольников

  • В основе возможностей интеграции логико-математического развития с другими на...

    9 слайд

    В основе возможностей интеграции логико-математического развития с другими направлениями развития дошкольников лежат следующие идеи:


    В раннем и дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания (формировании обследовательских действий, накопления опыта разнообразных ощущений и развития восприятия).


    Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников



    Математические представления и умения являются своеобразным «инструментарием» (средствами и способами познания), необходимым для освоения мира и действования в нем (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т. п.).

    Их применение в разнообразных познавательных и практических ситуациях (игре, экспериментировании,
    физической, продуктивной, речевой, музыкальной деятельности и т. п.) показывает их ценность и тем самым создает мотивацию
    к их освоению.


  • Согласно Федеральным государственным требованиям задачи логико-математическог...

    10 слайд

    Согласно Федеральным государственным требованиям задачи логико-математического развития дошкольников должны решаться в рамках:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»
    ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
    ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ
    «Физическая культура»
    «Здоровье»
    «Коммуникация»
    «Труд»
    «Социализация»
    «Безопасность»
    «Чтение художественной литературы»
    «Художественное творчество»
    «Музыка»

  •  - обеспечивает возможность переноса осваиваемого ребенком средств и способов...

    11 слайд

     - обеспечивает возможность переноса осваиваемого ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия,

    расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы,

    - делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным.


      Интеграция математического содержания
    с другими разделами программы

  • Программа «Детство», 
выделяет следующие ее направления: 

Интеграция  осуще...

    12 слайд

    Программа «Детство»,
    выделяет следующие ее направления:


    Интеграция осуществляется и во взаимосвязи между отдельными составляющими разделов программы по элементарной математике (внутридисциплинарная интеграция).

    Логико-математическое и экономическое развитие
    Логико-математическое развитие и освоение краеведческих представлений
    Логико-математическое
    и речевое развитие
    Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие
    Логико-математическое и физическое развитие
    Логико-математическое и социально-личностное развитие

  •  Логико-математическое и экономическое 
развитие дошкольников


       Идея и...

    13 слайд

     Логико-математическое и экономическое
    развитие дошкольников



    Идея интеграции основана на том, что в процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление);
    также создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения (количественные, размерные и т. п.), анализировать условие, рассуждать.
    Идеи данной интеграции были представлены в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, А. А. Смоленцевой и др.




      В данном аспекте разрабатываются технологии обогащения экономических представлений у дошкольников, основанные на интеграции с логико-математическим содержанием
    (А. А. Смоленцева. «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику»).



  •  Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников


       Техноло...

    14 слайд

     Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников



      Технологии направлены на уточнение, конкретизацию и обобщение некоторых представлений экономической направленности, развитию умений и качеств (бережливость, хозяйственность, аккуратность, заботливое отношение к окружающим предметам и т. п.).

      В процессе освоения дошкольниками представлений о ресурсах, доходах-расходах, бюджете, выгодных предложениях, экономически правильном поведении (на доступных примерах из опыта семьи) создаются ситуации, способствующие развитию математических представлений и действий.
    Подробные идеи интеграции представлены и в разработках А. Д. Шатовой, Е. А. Сидякиной и др.




  •  Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников


       Методы...

    15 слайд

     Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников



      Методы и приемы:
    ознакомление детей с денежными единицами (как правило, монетами различного достоинства) и использование их в ролевых играх типа «Магазин», что создает условия для освоения дошкольниками вычислительных действий;
    организация опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, взвешивание, сравнение по размеру, объему и т. п.) в процессе сюжетно-ролевых игр или освоения «кулинарии» (замешивание теста, выпечка пирожных ( деление торта на определенное число гостей (установление зависимости) и т. п.).

  •  Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников


       Методы...

    16 слайд

     Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников



      Методы и приемы:
    использование сюжетно-ролевых игр, например игры «Супер­маркет» в которой представлены разные отделы супермаркета: бакалея, кондитерские изделия, отдел овощей и фруктов и т. п. Детям предлагается распределить отделы, определить количество товара, провести сортировку по заданному признаку (форме, размеру и т. п.),и т. п. Используются касса, монеты и т. п.
    В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход, бюджет и т. п.), и математические представления и умения.

  •  Логико-математическое развитие и освоение краеведческих представлений 



 ...

    17 слайд

     Логико-математическое развитие и освоение краеведческих представлений




      В организации логико-математического развития дошкольников в процессе освоения краеведческих представлений математи­ческое содержание может быть «востребованным» и способство­вать более дифференцированному восприятию исторических фактов, культурных традиций, художественно-эстетических достопримечательностей (А.М. Вербенец).


     (например, сообщение информации о массе и размере Гром-камня и обсуждение фактов, связанных с памятником Петру I; измерение длин различных мостов города и установление связи результатов с шириной соответствующих рек и т. п.).



  •  Логико-математическое развитие и освоение краеведческих представлений



Дош...

    18 слайд

     Логико-математическое развитие и освоение краеведческих представлений




    Дошкольное образование в условиях модернизации предлагает делать акцент не на формировании знаниевой базы, а развитии познавательных интересов. Поэтому в ряде методических разработок предусматривается «насыщение» процесса освоения краеведческих представлений математическим содержанием; математические действия и представления являются своеобразным инструментом, помогающим уточнить знания о достопримечательностях города или села.

  •   В практике детских садов возможна интеграция в форме организаций следующих...

    19 слайд

      В практике детских садов возможна интеграция в форме организаций следующих детских исследовательских и информационных игр-проектов:



     Логико-математическое развитие и освоение краеведческих представлений




    - «Архитектура города» (включает освоение размерных отношений, формы, пропорции, симметрии — асимметрии в архитектуре и математике; осуществление счета (колонн, этажей зданий); установление связей между этажами, размерами домов)).




    -  Организация экскурсий в город, в процессе которых предстоит найти (заметить) необычное по форме (размеру, числу); найти объекты, которых где-то находится по 2 (3—5).
    например ,«Найти объекты необычного (оригинального, интересного) размера» (высокий шпиль, длинный балкон, высокий пешеход, длинная машина — лимузин); редкой формы (постамент памятника необычной формы, круглое окно под крышей старинного дома, необычная клумба).
    Результаты обсуждения можно
    записывать, зарисовывать в альбоме
    «Путешествия по любимому городу».




  •   Логико-математическое
 и речевое развитие 




  Интеграция логико-математи...

    20 слайд

      Логико-математическое
    и речевое развитие





      Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач. Развитие классификации, сериации, сравнения, анализа осуществляется в процессе игр с логическими блоками, веществами, наборами геометрических фигур;
    в ходе выкладывания силуэтов, выделения отличий и сходства геометрических фигур и т. п.
      В процессе развития речи активно используются упражнения и игры, предусматривающие данные операции и действия в ходе установления родовидовых отношений (транспорт, одежда, овощи, фрукты и т. п.) и последовательностей событий, составления рассказов, что обеспечивает
    сенсорное и интеллектуальное развитие детей.




  •   Используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотво...

    21 слайд

      Используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки).
    Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания.



      Логико-математическое и речевое развитие





      В художественных произведениях в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание, «интрига», новые (незнаковые) математические термины (например, тридевятое царство, косая сажень в плечах и т. п.).




  •   Логико-математическое и речевое развитие 




Широко используются сказки и...

    22 слайд

      Логико-математическое и речевое развитие





    Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, сказки по типу «гномы и великаны» («Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена);
    истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г. Остер «Как измеряли удава» и т. п.).





    Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.





  •   Логико-математическое и речевое развитие 




Используется интеграция на ур...

    23 слайд

      Логико-математическое и речевое развитие





    Используется интеграция на уровне речевого творчества:
    сочинение историй, в которых рассказывается о цифрах, формах. Интрига рассказа может строиться в аспекте изменения размера, массы, формы предмета; предусматривается применение счета, измерения, взвешивания для решения коллизии сюжета;
    сочинение математических загадок, пословиц, для чего требуется выделить существенные свойства предмета (проанализировать форму, размер, назначение) и представить их в образной форме.






  •   Логико-математическое
 и физическое развитие





    В результате исследов...

    24 слайд

      Логико-математическое
    и физическое развитие






      В результате исследований было доказано, что освоение систем отсчета в пространственных ориентировках связано с изменением опыта движений у дошкольников.
    Освоение «пространства — карты» и «пространства — движения», различение правой и левой рук, основных направлений, дифференцированное восприятие расположения предметов в пространстве основаны на опыте передвижения и движений.




  •   Логико-математическое и физическое развитие дошкольников





 В данном асп...

    25 слайд

      Логико-математическое и физическое развитие дошкольников






     В данном аспекте интегративную направленность имеют некоторые игры и упражнения, традиционно используемые в педагогическом процессе:
    составление планов пространства игрушечной и групповой комнат и осуществление ориентировки по ним (определение расположения спрятанного предмета, движение по заданному маршруту и т. п.);
    освоение временных интервалов и некоторых показателей (например, скорости (быстрее — медленнее))
    упражнения, обеспечивающие накопление тактильно-двигательного опыта, необходимого для освоения счета, измерения (счет движений, выполняемых ребенком);
    игры типа «Пляшущие человечки» (Л. А. Венгер), предусматривающие декодирование схемы и воспроизведение заданно­го движения или кодирование, схематичную запись придуманной интересной позы.






  •  Логико-математическое и 
художественно-эстетическое развитие






  Взаимос...

    26 слайд

     Логико-математическое и
    художественно-эстетическое развитие







      Взаимосвязь логико-математического и художественно-эсте­тического содержания (изобразительной деятельности) проявляется в нескольких моментах:
    единство использования некоторых сенсорных эталонов (форма) и категорий (размер, пропорции, пространственные отношения и т. п.);
    важность некоторых общих законов (например, «законов симметрии и асимметрии», передача трехмерного мира средствами рисунка и конструирования, как для математического, так и художественно-эстетического развития детей
    (С. В. Аранова «Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического», 2004)).





  •  Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие






 Относител...

    27 слайд

     Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие







     Относительно музыкальной деятельности общность состоит в использовании временных интервалов, освоении таких категорий, как длительность, последовательность, продолжительность, темп, ритм, скорость, высота звука и т. п.; использовании счета для определения количества движений, отсчитывания ритма и т. п.





  •  Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие 






  Вариант...

    28 слайд

     Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие







      Вариантом интеграции художественно-эстетического и математического содержания может являться организация следующих видов деятельности.
    • Проектная деятельность по теме «Математика в искусстве» (с обсуждением правил симметрии и асимметрии в искусстве и математике; передачи формы, пространства в произведениях искусства; многообразия форм в окружающем мире и спосо­бов их передачи в рисунке, лепной работе; способов передачи перспективы, отражения и т. п.).






     При реализации данного направления следует учитывать принцип этичности в трактовке художественных образов и избегать ситуации «раз­рушения» целостного впечатления от произведения искусства (которое может произойти в результате привнесения логико-математической информации).






     А можно нарисовать линии сразу без точек? – спросил Незнайка.
    - Конечно, можно! – сказал Карандаш.
    Значит эта линия без точек? – спросил Незнайка
    Нет, что ты! Линия вся из точек, в любом месте можно поставить точку.





  •  Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие






 • Коллект...

    29 слайд

     Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие







     • Коллективная игра-конструирование по теме «Город» (варианты: «Улица», «Музей» и т. п.), предполагающая совместное обсуждение с детьми макета построения города и обыгрывание результата.






    В процессе конструирования внимание детей направляется на размерные свойства, форму, проявление симметрии или асимметрии и т. п. В дальнейшем возможно составление карты уже построенного города с условным обозначением символами достопримечательностей
    (т. е. осуществление операции кодирования).  

  •  Логико-математическое и 
социально-личностное развитие







Социальный мир...

    30 слайд

     Логико-математическое и
    социально-личностное развитие








    Социальный мир является интересным и активно познаваемым детьми объектом.
    В связи с этим Н. Н. Поддьяков отмечал так называемое «социальное экспериментирование», свойственное дошкольникам. Ребенок пытается выявить и познать социальные отношения, определить свое место в системе данных отношений, познать себя как часть мира.

     






  •  Логико-математическое и социально-личностное 
развитие дошкольников







 ...

    31 слайд

     Логико-математическое и социально-личностное
    развитие дошкольников








      В данном аспекте пониманию собственной уникальности, индивидуальности способствует, наряду с другими показателями, знание ребенком своих возможностей и особенностей.
     






    Не случайно старшие дошкольники любят определять, кто выше в группе (кто быстрее пробежал дистанцию, дальше бросил мяч), какого роста они были раньше и т.п.)
    Для обогащения опыта познания своих возможностей в группе детского сада необходимо наличие ростомера, весов, часов, показания которых обсуждаются с детьми.

  •  Логико-математическое и социально-личностное развитие 







 Вариантом инт...

    32 слайд

     Логико-математическое и социально-личностное развитие








     Вариантом интеграции в сочетании с тематическим принципом является также организация освоения детьми содержания по темам социальной направленности, в которых обогащается логико-математический опыт.

     






    В логико-математическом аспекте предусматривается освоение временных и количественных характеристик и зависимостей (количество родственников, возраст членов семьи, различия в росте детей и родителей, изменения во времени и т. п.), логических связей, отношений и зависимостей; различных средств и способов познания (эталонов, моделей, цифр и т. п.).
      Используется рассматривание фотографий, иллюстраций, построение родословного дерева, построение плана детской комнаты и т. п.


     






  • Вывод: интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развити...

    33 слайд

    Вывод: интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования, а также формирование интегративных качеств личности.

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    34 слайд

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Литература:

Формирование элементарных математических представлений у дошколь...

    35 слайд

    Литература:

    Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. //од ред. А.Столяра. – М,."Просвещение", 1988.
    Щербакова Е.И., Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998,
    Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова. Математика для дошкольников. – М., 1992,
    Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011.

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 131 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.02.2020 827
    • PPTX 6.3 мбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рассейкина Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рассейкина Татьяна Николаевна
    Рассейкина Татьяна Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 95482
    • Всего материалов: 205

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе