Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Русская литература
18 века
Обзор тематики и жанровых особенностей.
Основные представители русской литературы 18 века.
2 слайд
В русской литературе 18 века исследователи выделяют
4 периода:
Литература петровского времени.
1730-1750гг.
1760-е – первая половина 70-ых годов.
Последняя четверть века.
3 слайд
Литература петровского времени
Она ещё носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения» (т.е. замены литературы религиозной литературой светской). В этот период разрабатывается новое решение проблемы личности.
Жанровые особенности:
ораторская проза, повесть, политические трактаты, учебники, стихотворство.
4 слайд
1. Трепетное отношение к написанному слову, вера в его истинность, вера в то, что словом можно исправить, научить, просветить;
2. Постоянное стремление видеть мир «духовными очами» и создавать образы людей высокой духовности;
3. Неиссякаемый патриотизм;
4. Тесная связь с народной поэзией.
Черты древнерусской литературы в литературе XVIII века:
5 слайд
Феофан Прокопович
Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф.Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформировавший свои художественно-эстетические взгляды.
Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей.
Архиепископ Феофа́н — русский политический и духовный деятель, богослов, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, публицист, универсальный ученый
6 слайд
С XVIII века начинается отсчет новой русской литературы.
Выделяется «изящная словесность», т.е. художественная литература, искусство слова.
1. Автор – не переписчик, не составитель, не фиксатор событий, а творец, создатель собственных миров.
2. В XVIII веке наступает время авторской литературы, когда начинает ценится не правдивость описанного, а оригинальность, неповторимость писателя, полет мысли и фантазии.
7 слайд
Второй период (1730-1750гг.)
Данный период характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка.
Основой классицизма явилась ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон художественного творчества.
Это литературное направление возникает там, где крепок абсолютизм – неограниченная власть монарха. Высшей ценностью становится государство и его благо, а идеалом – человек-гражданин, готовый пожертвовать личным ради государственной пользы.
Для классицизма характерны:
- гражданская тематика
- строгое соблюдение определенных творческих правил и горм (канонов)
8 слайд
1. Культ разума;
2. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое с строгой сюжетно-композиционной организацией
3. Схематизм построения сюжета и характеров
4. Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить их родовые, существенные черты и свойства;
5. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
6. Присутствует идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
7. Общественная, гражданская проблематика;
8. Использование «говорящих фамилий»;
9. Наличие героя-резонера;
10. Соблюдение правила трех единств (места, времени и действия)
11. Конфликт — между долгом и чувством, разумом и сердцем
Характерные черты классицизма
9 слайд
В классицизме присутствует иерархия жанров:
Высокие — трагедия, ода, эпопея. Герои — полководцы, монархи, персонажи мифологии
Низкие — комедия, басня, сатира, эпиграмма. Герои — обычные люди.
10 слайд
Положительное значение классицизма:
- писатели провозглашали важность
исполнения человеком своих
гражданских обязанностей,
- стремились воспитать человека-гражданина;
- разработали вопрос о жанрах, их
композиции, упорядочили язык
Отличительные черты русского классицизма от западного:
- в русском классицизме сказывается связь с современной действительностью;
- обличительно-сатирическая струя.
Наличие сатиры придает творчеству
писателей жизненно правдивый характер;
- интерес к истории своей родины
объясняется горячим патриотизмом
русских писателей.
11 слайд
Антиох Дмитриевич Кантемир
(1708-1744)
Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и др.). По словам В.Г.Белинского, он «первым свёл поэзию с жизнью».
Антиох Кантемир был младшим сыном молдавского князя Дмитрия Константиновича, приехавшего в Россию в 1711 г. По матери А. Кантемир был потомком византийских императоров. Недолгое время он учился в Славяно-греко-латинской академии. Увлеченный преобразованиями Петра I , Антиох Кантемир возлагал все надежды на монархическую власть. В своих сатирах он высмеивал «злонравных» дворян и церковников. В этом жанре им было написано девять произведений («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных...» , «О воспитании», «На человеческие злонравия вообще...» и др.) .
12 слайд
Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769)
Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму.
Родился в Астрахани, в семье священника. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. В 1726 г. бежал за границу, в Голландию, позднее перебрался во Францию. В Сорбонне изучал богословие, математику и философию. В 1730 г. он вернулся в Россию, став одним из самых образованных людей своего времени и первым русским академиком
Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке. Его принцип силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения, сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом стихосложения в русском языке.
Тредиаковский был большим знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.
13 слайд
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Один из первых теоретиков классицизма, учёный-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трёх штилей.
Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразилась и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений.
Тема родины была основной в главном жанре его поэзии – одах.
Высокий стиль должен состоять из слов первого разряда, «славяно-российских» с примесью чисто славянских, но не слишком устарелых. Этим стилем надо писать героические поэмы, оды и «прозаичные речи о важных материях». Средний стиль должен состоять из чисто русских слов (третьего разряда), к которому весьма осторожно можно прибавлять некоторые общеупотребительные славянские выражения. Этим стилем следует писать все театральные сочинения, «в которых требуется обыкновенное человеческое слово, к живому представлению действия». Низкий стиль состоит из слов третьего разряда, т. е. – чисто-русских, и славянских выражений в него допускать нельзя. Этим стилем надо писать «комедии, увеселительные эпиграммы, песни; в прозе – дружеские письма, описания обыкновенных дел»
14 слайд
Александр Петрович Сумароков (1717-1777)
Также вошёл в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное – борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (им написано 400 басен).
Необходимо было создать отечественную драматургию. Выполнение этой задачи взял на себя Сумароков. В 1747 году им была написана трагедия «Хорев», и этот год стал годом рождения новой русской драматургии, превратившей сцену национального театра в трибуну пропаганды «высоких» нравственных и политических идеалов «просвещенной монархии». За свою творческую жизнь Сумароков написал 9 трагедий: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Аристона» (1750), «Семира» (1751), «Димиза»(1758), «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774).
Благодаря Сумарокову в 1756 году был открыт Публичный театр, директором которого он был со дня основания до 1761 года.
15 слайд
Третий период
(1760-е – первая половина 70-х гг.)
Эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Предпосылки к возникновению сентиментализма.
В данный период в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В.И.Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздражённый Вакх»), в жанре повести выступил М.Д.Чулков, издаются литературные журналы М.Д.Чулкова («И то, и сё»), В.В.Тузова («Смесь»), Н.И.Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»).
В это же время творил М.М.Херасков, создатель «Россияды» – русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).
16 слайд
Никола́й Ива́нович Новико́в (1744 -1818) — российский журналист, издатель и общественный деятель, одна из крупнейших фигур Русского Просвещения.
Новиков издавал еженедельные сатирические журналы «Трутень» и «Живописец».
Эти журналы проводили мысль о несправедливости крепостного права, протестовали против злоупотреблений помещичьей властью, бичевали неправосудие, взяточничество и т. п., выступая с обличениями против очень влиятельных сфер, например, против придворных.
17 слайд
Четвёртый период (последняя четверть 18 века)
Литература последней четверти 18 века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской).
Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) – автор многих басен , пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».
Д.И. Фонвизин
Г.Р. Державин
А.Н. Радищев
И.А. Крылов
Н.М. Карамзин
И.И. Дмитриев
18 слайд
Гаврила Романович Державин
(1743-1816)
Его перу принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Её Величества…», «Фелица»).
Державин первым ввёл в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка.
Портрет кисти В. Боровиковского
19 слайд
Писатель, философ, поэт.
Автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Протест против рабства, духовного порабощения составляет главный пафос этого произведения.
Прославленный баснописец, среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра») и комедии («Модная лавка» и др.)
20 слайд
Николай Михайлович Карамзин
(1766-1826)
Н.М.Карамзин возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе.
Он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике.
Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь».
Сентиментализм направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Прославление вечных ценностей – любви, дружбы, природы.
Жанры: путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия,переписка, «слезная комедия».
Место действия – небольшие города, деревни. Много описаний природы.
Утешение людей в страданиях и горестях, обращение их к добродетели, гармонии и красоте.
Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 075 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Новикова Наталья Леонтьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.