Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Рыночная система России: насколько она соответствует постулатам рыночной теории
Татаркин
Александр Иванович
академик РАН
ЕКАТЕРИНБУРГ
2012 г.
2 слайд
Классическое понимание рыночной экономики и соответствующей ей системы хозяйствования – товарное производство и обусловленное им соответствующий тип (формы) обмена, распределения и потребления.
А.Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. Эрик С. Райнерт. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. Перевод с английского. М.: «ВШЭ». 2011 и др.
Стадии: 1. Простое товарное пр-во;
2. Капиталистическое ТП;
3. Государственно-монополистическое товарное производство (роль государства возрастает в части планомерности, социальной направленности и др.);
потребительная стоимость конкретный труд
Объект: Товар
меновая стоимость абстрактный труд
Цель: производство и присвоение прибавочной стоимости
2
3 слайд
Условия товарного пр-ва:
Экономическая (политическая, религиозная и иная) свобода от всех форм зависимости
освобождение от всех форм принуждения;
расширение прав и … ограничение обязанностей;
формирование соответствующей культуры поведения и производства…
2. Соответствующая макроэкономическая и общественно-политическая среда, позволяющая реализовать право на свободу…
политическая и идеологическая;
законодательство и его рыночная направленность;
воспитательно – образовательная;
экономическая (финансово-бюджетная, налоговая, банковско-кредитная);
внешнеэкономическая…
3
4 слайд
Признаки (особенности) рыночной системы хозяйствования
1. Формирование «Экономического индивида» (А.Смит), особенностью которого является образованность и способность инициативно, новаторски и производительно действовать в соответствии с законами товарного производства;
2. Общество приобретает свойства совокупности экономически мыслящих и экономически действующих субъектов рыночных отношений (субъектов, агентов, продавцов, покупателей и др.);
3. Экономические и другие общественные отношения все в большей степени приобретают свойства рыночной системы хозяйствования и выступают как отношения по поводу производства и потребления товаров… (гос. услуги и др.).
4
5 слайд
«Экономический индивид»
(его характеристики)
1. Способный организовывать производство требуемых потребителями товаров, услуг, работ соответствующего качества, цены и в сроки… С позиций рыночных агентов способный оценивать потребительные свойства товара;
2. Способный производить при минимуме затрат на производство и реализацию товаров;
3. Способный удерживать преимущества, обеспечивая их постоянное обновление (расширяя и обновляя производство, рынки сбыта, обучая кадры, внедряя новшества).
5
6 слайд
6
Доля производства машин и оборудования в структуре обрабатывающих производств*
* Россия и страны мира. 2010. М.: Росстат. 2010. С. 158,159.
Производство промышленной продукции по видам экономической деятельности, в % к 1991 г.*
* Российский статистический ежегодник 2010г. М.: Росстат. 2010. С.283; Информация о социально-экономическом положении России. 2010г. М.: Росстат. 2011. С.14-18,43,45; Показатели уточненного прогноза… С. 33-35.
Как выглядит РФ в мировом рыночном хозяйстве
7 слайд
7
Динамика структурных изменений в промышленности РФ в
2010-2012 гг.*, %
* Прогноз социально-экономического развития РФ на 2010-2012 гг. М.: Минэкономразвития. 2009. С. 46,51,60
8 слайд
8
Динамика социально-экономических показателей РФ*
* Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 г. М.: Минэкономразвития. 2011. С.52; Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации. М.: Росстат. 2010. С. 115,124.
Показатели бедности
* Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации. М.: Росстат. 2010. С. 115,124; Социально-экономическое положение Российской Федерации. 2010. М.: Росстат. 2010. С. 236,248; Социально-экономические показатели РФ. М.: Росстат. 2010.
9 слайд
9
Чистый экспорт и импорт товаров и услуг в экономике РФ
(действит. цены, трилл.руб.)*
*Прогноз социально-экономического развития РФ на 2011-2013 гг. М.: Минэкономразвития. 2010. С. 70,77,84
** в % пунктах
За счет импорта удовлетворяется потребностей:
45% - в продовольствии (критерий э/б – 25%);
80-85% - в лекарствах и медицинском оборудовании (35-40%);
80% - в одежде и обуви (≈40%);
100% - в бытовой технике (< 50%);
от 60 до 86% - в машинах, станках и оборудовании (≈35%)
(Сенчагов В.К. Способствует ли бюджет 2010 года модернизации российской экономики. – «В. Экономики». 2010. № 2. С. 26-38)
10 слайд
10
Динамика площади сельхозугодий в РФ*
*Российский статистический ежегодник. 2010. М.: Статистика. 2011. С. 66,67,81.
**Включая приусадебные и садовые участки
11 слайд
11
Производство основной сельхозпродукции в хозяйствах РФ в % к 1990 г.,**
* Среднегодовое производство за 1991-1995, 1996-2000, 2001-2005, 2006-2010 гг.
** Российский статистический ежегодник. 2010г. М.: изд. Росстат. 2010. С. 291-293
Структура производства сельхозпродуктов по категориям хозяйств, %
12 слайд
12
Динамика инновационной активности промышленных предприятий*
* Российский статистический ежегодник 2009г. М.: Росстат. 2009. С.561; Показатели уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 гг. М.: Минэкономразвития. 2010. С.36.
1. Удельный вес передовых технологий в пр-ве (%)
13 слайд
13
За 20 лет рыночных преобразований РФ превратилась в страну, источником роста экономики которой стали ценовые факторы. – «Мыльные пузыри» экономического роста.
Доля прироста прибыли РФ в 2003 и 2007 гг.*
*Российский статистический сборник. 2009. М.: Росстат. 2009. С. 616,622.
** в знаменателе – прибыль за счет роста рентабельности; в числителе – прибыль за счет роста объемов пр-ва.
14 слайд
14
Какие выводы и рекомендации предлагаются:
1. Необходимо глубоко и системно изучать и осознавать законы и закономерности формирования и функционирования рыночных отношений и только на этом знании выстраивать рыночную систему хозяйствования и формировать общественно политическую и макроэкономическую среду;
1.1. В учебном процессе больше внимания уделять законам и закономерностям, общему и особенному, товару и его свойствам, труду (главы 6,7,8 в учебнике «Экономическая теория», 2007г.)
1.2. Усилить меры по рыночному воспитанию населения посредством
СМИ;
Курсов переподготовки и повышения квалификации;
Кружки и семинары (Япония, Швеция, Пер. НТК)
15 слайд
15
Выводы и рекомендации
2. Нужна новая, а в чем-то и принципиально новая, парадигма общественного развития с обновленным фундаментом – новой экономической моделью системного и устойчивого развития
Е.М. Примаков (Российская газета. 2012, 16.01. С.1,8,9). 2011год: взгляд в будущее (Доклад на «Меркурий клубе» 13.01.12)
Новая экономическая модель нужна не только для того, чтобы «слезть с сырьевой иглы, развить на инновационной основе промышленность, сельское хозяйство. На до решительно выкорчевать те пережитки 1990-х годов, которые проросли и в сегодняшнюю Россию».
Требования к новой экономической модели
3. Модель должна основываться на теории конвергенции:
роль государства должна трансформироваться в части макроэкономических институтов, социальной и политической стабильности;
рынок должен быть регулируемый в части его социальной направленности…
вмешательство государства должно быть «маятниковым». Из «ночного сторожа» государство превращается в «пожарную команду»…
рыночный кодекс взаимоотношений государства и бизнеса, бизнеса и работников, государства и населения…
4. Повышение роли государства в создании условий для формирования полноценных рыночных отношений, системного и эффективного использования рыночного потенциала в интересах развития, а не «расхищения» национального достояния;
16 слайд
16
5. Массово, с учетом особенностей РФ использовать инструменты рыночного развития (кластеры, программно-проектное планирование и др.), способные интегрировать общее и особенное…
6. Формировать новое поколение людей, отвечающих требованиям «экономического индивида», с сохранением за ним – неравнодушного к коллективным и общественным проблемам человеческого общения.
17 слайд
17
Благодарю
за
внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 838 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Жукова Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.