Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Символизм в театре
СИМВОЛИЗМ (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв.
Мамруков
Символизм
В театре
2 слайд
Теоретической основой символизма явились философские работы:
Фридрих Ницше
Анри Бергсон
Главной темой становится – фатум, который управляет судьбами людей.
Артур Шопенгауэр
3 слайд
Основоположниками символизма стали французские поэты:
Стефан Малларме
Собственно, Малларме в своих теоретических работах, посвященных символизму, обращается к театру будущего, трактуя его как замену богослужению, ритуал, где в необычайном единстве сольются элементы драмы, поэзии, музыки, танца
Поль Верлен
4 слайд
Однако театр, как наиболее социально чуткий вид искусства, не мог оставаться в стороне от современных воззрений. И третьим основоположником этого направления явился бельгийский драматург Морис Метерлинк.
Метерлинк начал литературную деятельность как поэт, издав в 1887 сборник стихов Теплицы.
А в 1889 появилась его первая пьеса, Принцесса Мален.
Морис Метерлинк
5 слайд
Пьесы Мориса Метерлинка
Такие пьесы Метерлинка, как Слепые (1890), Пелиас и Мелисанда (1892), Смерть Тентажиля (1894), Сестра Беатриса (1900),Чудо святого Антония (1903), Синяя птица (1908) и др. стали не только «библией» символизма, но и вошли в золотой фонд мировой драматургии.
6 слайд
В театральном символизме особое внимание уделялось актеру.
Именно такой концепции придерживались как теоретики символизма (в частности, Малларме), так и его практики-режиссёры.
Георг Фукс
Макс Рейерхандт
Адольф Аппиа
МНОГОГРАнному, психологически объемному сценическому характеру символисты категорически предпочитали однозначные опоэтизированные образы-знаки
7 слайд
в своих постановках последовательно осуществлявший принцип актера-сверхмарионетки, маски, лишенной человеческих эмоций. (Весьма символично, что Крэг издавал журнал «Маска»)
Гордон Крэг
8 слайд
В конце 19 – начале 20 вв. в Париже появились студийные театры, основывающие свой репертуар исключительно на произведениях символизма: «Театр д'ар», «Эвр», «Театр дез ар»
Помимо пьес Метерлинка, ставились произведения, а также исполнялись поэтические произведения таких деятлей как:
П. Кайара
Август Стриндберг
К. Мендес
Стефан Малларме
Шарль Бодлер
Артюр Рембо
Бьёрнстьерне Бьёрнсон
Поль Верлен
Генрик Ибсен
9 слайд
Символизм в России
В России развитие символизма получает весьма благодатную почву. Блестящие писатели, поэты и режиссеры Серебряного века с радостью окунаются в теорию и практику символизма. О символистической театральной эстетике пишу:
Иванов Вячеслав Иванович 1909
Всеволод Мейерхольд 1913
Валерий Брюсов (Земля, 1904)
Александр Блок (трилогия Балаганчик, Король на площади, Незнакомка, 1906; Песня судьбы, 1907)
Фёдор Сологуб (Победа смерти, 1907 и др.)
Леонид Андреев (Жизнь Человека, 1906; Царь Голод, 1908; Анатэма, 1909 и др.)
10 слайд
К периоду 1905–1917 относится ряд блестящих символистских драматических и оперных спектаклей, поставленных Мейерхольдом на самых разных сценических площадках:
Знаменитый Балаганчик Блока
Смерть Тентажиля и Пелеас и Мелисанда М.Метерлинка
Вечная сказка С.Пшибышевского
Тристан и Изольда Р.Вагнера
Орфей и Эвридика Х.В.Глюка
Дон Жуан Ж.Б.Мольера
Маскарад М.Лермонтова и др
Всеволод Мейерхольд стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза.
11 слайд
К символизму обращается и главный оплот русского сценического реализма. Московский Художественный театр. В первом десятилетии наступившего 20 в. во МХТ были поставлены одноактные пьесы Метерлинка Слепые, Непрошенная и Там, внутри; Драма жизни К.Гамсуна, Росмерсхольм Г.Ибсена, Жизнь Человека и Анатэма Л.Андреева
Однако предельно условная эстетика символизма была чуждой театру…
12 слайд
Счастливым исключением стал спектакль Синяя птица М.Метерлинка (постановка Станиславского, режиссеры. Сулержицкий и И.М. Москвин 1908).
Как известно Символизм не пользовался популярностью в МХТ и все спектакли были рассмотрены максимум как эксперементальные.
Русский театральный режиссёр, актёр и педагог, теоретик и реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Первый Народный артист СССР.
13 слайд
Почему время символизма уходит?
Этому, несомненно, способствовали и социальные потрясения, постигшие Россию:
Война с Германией
Октябрьская революция
14 слайд
Последним российским апологетом и теоретиком символизма стал:
Иванов Вячеслав Иванович
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 948 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Уришова Татьяна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.