Инфоурок Другое ПрезентацииСвоеобразие лирики Бориса Леонидовича Пастернака

Своеобразие лирики Бориса Леонидовича Пастернака

Скачать материал
Скачать материал "Своеобразие лирики Бориса Леонидовича Пастернака"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Алтаева Мария Георгиевна
 учитель русского языка и литературы
МБУОШ-И «Угутс...

    1 слайд

    Алтаева Мария Георгиевна

    учитель русского языка и литературы
    МБУОШ-И «Угутская школа-интернат»

    2012 г.

  • Методическая разработка урока литературы 
в 11 классе

    2 слайд

    Методическая разработка урока литературы
    в 11 классе

  • Тема урока: «Своеобразие лирики     Бориса     Леонидовича Пастернака...

    3 слайд


    Тема урока: «Своеобразие лирики
    Бориса Леонидовича Пастернака»
    1. Тип урока: урок изучения нового материала;
    2. Форма урока: групповая организация учебной работы;
    3. Вид урока: урок-мастерская построения новых знаний.
    4. Место урока в теме: первый урок по творчеству Б.Пастернака;
    5. Оборудование: :Раздаточный материал (ксерокопии стихотворений Б.Пастернака); презентация по биографии Б.Л.Пастернака, карточки-задания, видеоклип романса в испонении Ирины Сказиной, мультимедийный проектор, видеоряд к стихотворению.
    Подготовка к уроку:
    Домашнее задание. Повторить художественные средства выразительности.
    Индивидуальные задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений
    « Февраль. Достать чернил и плакать», « Ландыши»; «На ранних поездах», «Опять весна»; составление презентации по биографии Б.Л.Пастернака.

  • Цель и задачи урока:     Цели: через стихотворения Бориса Пастернака создать...

    4 слайд


    Цель и задачи урока:
    Цели: через стихотворения Бориса Пастернака создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации.
    Задачи:
    обучающие - познакомить с основными этапами жизни Б.Пастернака; Осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; формирование знаний об особенностях поэтического мира Б. Л. Пастернака.
    развивающие - создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное; формирование коммуникативных качеств личности.
    воспитательные - способствовать приобщению к культурному наследию; формирование эстетического вкуса; воспитание культуры умственного труда.


  • План урока: 1.  Организационный момент (3 мин).
 2.   Подготов...

    5 слайд

    План урока:
    1. Организационный момент (3 мин).
    2. Подготовка учащихся к основному этапу урока:(10 мин.)
    2.1 Индуктор;
    2.2 Реализация домашнего задания:
    выступление учащихся о биографии Б. Пастернака, сопровождаемое презентацией.
    3. Этап усвоения знаний. В творческой мастерской (15 мин)
    3.1 Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!»
    3.2 Анализ стихотворений «Ландыши», «На ранних поездах», «Опять весна».
    4. Этап закрепления в практической деятельности: написание сочинения-миниатюры (7мин.)
    5. Этап обобщения: (4 мин)
    5.1 Итоговая социализация.
    6. Подведение итогов (2)
    7. Рефлексия (2 мин)
    8. Домашнее задание. (2 мин)


  • Для достижения поставленных цели и задач на уроке использовались  следующие...

    6 слайд

    Для достижения поставленных цели и задач на уроке использовались следующие методы:


    Метод «ключевых слов»;
    Метод исследования;
    Метод смысловых ассоциаций;
    Практический;
    Словесный;
    Наглядный.

  • Использована литература:Л.В.Байбородова, В.В.Белкина. Образовательны...

    7 слайд

    Использована литература:
    Л.В.Байбородова, В.В.Белкина. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.
    Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004.
    Пастернак Б.Л. Стихотворения. Проза. – М.: «Олимп»; ООо «Издательство АСТ», 2000.-(Школа классики);
    Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.
    http:// festival.1september.ru
    http:// l-chigir.narod.ru

  • Ход урока.  1.Организационный  момент урока.


   1.1. Пр...

    8 слайд

    Ход урока.
    1.Организационный момент урока.


    1.1. Проверка готовности класса к уроку


    1.2. Организация учащихся на учебную деятельность

  • 1.Организационный  момент урока.Вводное слово учителя: Серебряный век русско...

    9 слайд

    1.Организационный момент урока.

    Вводное слово учителя: Серебряный век русской поэзии. Вот опять на нашем пути изучения литературы встретилось это понятие. И это не случайно, ведь Серебряный век – это рождение ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Среди блестящего созвездия имен имя поэта, о котором мы поведем с вами разговор, занимает одно из центральных мест. Мы поведем сегодня разговор о Борисе Леонидовиче Пастернаке – крупнейшем русском писателе и поэте, поднявшемся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью.
    Его наследие входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Оно завоевало любовь и признанием самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Поэтому приглашаю вас перелистать страницы жизни великого поэта, познакомиться с его замечательными стихами. Но мы, знакомясь со стихами поэта, все-таки постараемся проникнуть в секреты мастерства художника слова. Также вы будете учиться мыслить свободно, самостоятельно выстраивая свои знания.

  • 2 этап: подготовка учащихся к основному этапу урока усвоения знаний. 2.1   Ин...

    10 слайд

    2 этап: подготовка учащихся к основному этапу урока усвоения знаний.
    2.1 Индукция (наведение)
    Учитель:
    Перед тем как начать урок, я предлагаю вам прослушать романс «Свеча горела на столе, свеча горела…»
    на стихи Б.Пастернака «Зимняя ночь»
    в исполнении
    Ирины Сказиной.

  • Вопросы:  Вопросы:
Какие   ассоциации возникали у вас при прослушив...

    11 слайд

    Вопросы:
    Вопросы:
    Какие ассоциации возникали у вас при прослушивании романса ?
    Какие картины вы видите?
    Что вы думаете о человеке, сочинившем такие стихи?
    Какой смысл вложен автором «Зимней ночи» в образ горящей свечи?

  • 2.2 Реализация домашнего задания. 
   Сообщение учащегося с показом презентац...

    12 слайд

    2.2 Реализация домашнего задания.

    Сообщение учащегося с показом презентации по биографии Б.Л.Пастернака.

  • 3. Этап усвоения новых знаний                 и способов действий.Ц...

    13 слайд

    3. Этап усвоения новых знаний
    и способов действий.
    Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия и осмысления учащимися изучаемого материала через работу в группах.
    Объединение учащихся в группы для поиска ответа на проблемный вопрос.

  • 3.1 Анализ стихотворения «Февраль.Достать чернил и плакать» (...

    14 слайд

    3.1 Анализ стихотворения
    «Февраль.Достать чернил и плакать» (1912г)
    1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «февраль»?
    2. Не вспомните ли вы, каким видят февраль художники-пейзажисты?
    3. Каким увидел Грабарь февраль?
    4. Чем поразил февраль Г.Г. Нисского?

    Выразительное чтение стихотворения наизусть.
    (чтение сопровождается видеорядом)

  •    В.Э.Грабарь.
 Февральская лазурьГ.Г.Нисский. Подмосковье. Февраль.

    15 слайд

    В.Э.Грабарь.
    Февральская лазурь
    Г.Г.Нисский. Подмосковье. Февраль.

  • Исследовательская работа в группах.Задания группам. 
1 группа: Какие образы и...

    16 слайд

    Исследовательская работа в группах.
    Задания группам.
    1 группа: Какие образы использует поэт в этом стихотворении?
    2 группа: Какие краски преобладают?
    3 группа: Прокомментируйте звуковой ряд
    стихотворения.

  •                Заполните таблицу..

    17 слайд

    Заполните таблицу..

  • Социализация №1.Заслушиваются ответы групп. Выступает 1 челов...

    18 слайд

    Социализация №1.
    Заслушиваются ответы групп. Выступает 1 человек от группы.
    Итог социализации – корректировка учителем работы группы.

  • Этап первичной проверки понимания изученного.Цель: установить пра...

    19 слайд

    Этап первичной проверки понимания изученного.
    Цель: установить правильность и осознанность изученного материала.

    Сделаем выводы:
    Ощущается приближение скорой весны;
    Природа наполнена музыкой обновления;
    Поэт обретает способность слагать «стихи навздрыд».

  • Актуализация.Совпало ли ваше представление о феврале с тем, что...

    20 слайд

    Актуализация.
    Совпало ли ваше представление о феврале с тем, что описал Пастернак в лирической миниатюре?
    Репродукции какой картины ближе образу и настроению, созданному в стихотворении Пастернаком?

  • 3.2 Анализ стихотворений «Ландыши», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(...

    21 слайд

    3.2 Анализ стихотворений «Ландыши», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(1941).

    Выразительное чтение наизусть стихов «Ландыши», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(1941).

  • Задание для 1 группы:1. Какие чувства, ассоциации вызывает у вас слово...

    22 слайд

    Задание для 1 группы:
    1. Какие чувства, ассоциации вызывает у вас слово ландыши, вынесенное в названии?
    2. Вызвал ли текст эти ассоциации?
    3. Какой мир открывается перед вами и какие чувства он вызывает?

  • Задание для 2 группы:1. Выделите конкретные детали, подробности поездки...

    23 слайд

    Задание для 2 группы:
    1. Выделите конкретные детали, подробности поездки лирического героя в город
    2. Какие человеческие черты привлекают поэта в его спутниках?
    3. Что он почувствовал, когда очутился в вагоне?

  • Задание для 3 группы:1. На каких образах сосредоточили вы своё внимание...

    24 слайд

    Задание для 3 группы:
    1. На каких образах сосредоточили вы своё внимание?
    2. Какие средства выразительности использует автор?
    3. Какие согласные передают звучание весны?

  • Социализация.                                   1 группа:...

    25 слайд

    Социализация.

    1 группа:
    Ландыш душистый, «светлого мая привет; хрупкость, чистота, изящество, сдержанная гордость;
    У поэта – «с утра жара», «потное плечо», «жары нещадная резня»
    Природа и человек всматриваются друг в дружку.
    Тезис: «Вы всматриваетесь друг в дружку».


  • 2 группа:
«Боготворит» простых людей (об...

    26 слайд


    2 группа:
    «Боготворит» простых людей (образы баб, слобожан, учащихся, слесарей);
    Лирический герой всматривается в своих попутчиков и испытывает светлую радость умиления;
    Тезис: «России неповторимые черты» в лирике Б.Пастернака.

    Социализация.

  • Социализация                         3 группа:
Пробуждение п...

    27 слайд

    Социализация
    3 группа:
    Пробуждение природы для лирического героя – «поистине новое чудо»;
    Его внимание останавливается на первой примете весны – проснувшемся весенней ночью ручье. Ручей наделен характером: он «полубезумный болтун»;
    Образ весны приобретает девичьи черты («ее телогрейка…, плечи, косынка, стан и спина», «это Снегурка»).
    Тезис: Это поистине новое чудо

  • 4. Этап закрепления знаний в практической (творческой) деятельности.Н...

    28 слайд

    4. Этап закрепления знаний
    в практической (творческой) деятельности.
    Написать миниатюру на тему:
    «Необычны ли, удивительны ли,
    неповторимы ли пастернаковские
    стихи?»
    Варианты:
    1. «Вы всматриваетесь друг в дружку».
    2. «России неповторимые черты».
    3. Это «поистине новое чудо»!


  • 5. Итоговая социализацияЦель:  выразить своё представление о произвед...

    29 слайд

    5. Итоговая социализация
    Цель: выразить своё представление о произведении через создание собственного художественного образа.

    Представление творческих работ учащихся

  • 6. Этап обобщения  знаний.     Слово учителя:   Подведём итоги: в чё...

    30 слайд

    6. Этап обобщения знаний.

    Слово учителя: Подведём итоги: в чём особенность поэтики Б.Пастернака?


    Его поэзия насыщена метафорами;
    Чрезвычайная сила контакта лирического героя с миром ;
    Человек и природа стремятся друг к другу ;
    Пейзаж у поэта сближается со сценами жизнедеятельности людей ;
    У Пастернака почти нет неологизмов, но его стихотворения производят впечатление лексической новизны.

  • 7. Этап подведения итогов.      Цель: дать качественную оценку работы...

    31 слайд

    7. Этап подведения итогов.
    Цель: дать качественную оценку работы мастерской и отдельных групп, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации и сотрудничества.

  • Рефлексия. Задание: высказываться одним предложением, вы...

    32 слайд

    Рефлексия.
    Задание: высказываться одним предложением, выбирая начало фразы.
    сегодня я узнал…
    было интересно…
    было трудно…
    я выполнял задания…
    я понял, что…
    теперь я могу…
    я почувствовал, что…
    я научился…
    у меня получилось …
    я смог…
    я попробую…
    урок дал мне для жизни…
    мне захотелось…

  • Домашнее задание:1. Чтение стихов Пастернака    «Определение п...

    33 слайд

    Домашнее задание:
    1. Чтение стихов Пастернака «Определение поэзии»,
    «Во всем мне хочется дойти…»,
    «Быть знаменитым некрасиво…» (обязательное для всех).
    2. Устное сочинение «Поэт и поэзия» по прочитанным стихотворениям.(для более сильных учащихся)
    3. Составление синквейна (для слабых учащихся)

  • Модель синквейна.Пастернак — слово-ассоциация.
Два слова — опре...

    34 слайд

    Модель синквейна.
    Пастернак — слово-ассоциация.
    Два слова — определения (прилагательные, причастия, может быть и существительное).
    Три слова, отвечающих на вопрос: что делает? (глаголы, деепричастия).
    Предложение — ваше к нему отношение (из четырёх-пяти слов).
    Суть первого слова-ассоциации (одно слово или словосочетание).

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 874 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.01.2020 398
    • PPTX 2.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тукало Сергей Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тукало Сергей Александрович
    Тукало Сергей Александрович
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71262
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек