Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Требования ФГОС и их реализация в преподавании предмета «Музыка» в начальной школе
Учитель Евтефеева О.Ю.
МБОУ гимназия № 111
2 слайд
Фундаментальное ядро содержания образования включает в себя:
базовые национальные ценности;
основные элементы научного знания;
универсальные учебные действия.
3 слайд
Термин УУД означает:
в широком значении - умение учиться;
в более узком значении – совокупность способов действий обучающихся.
4 слайд
Виды УУД :
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.
5 слайд
Личностные действия
обеспечивают формирование внутренней позиции обучающегося. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом);
- нравственно-этическая ориентация (оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).
6 слайд
Регулятивные действия
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
7 слайд
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
8 слайд
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
9 слайд
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково – символические действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графические или знаково – символические)
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
10 слайд
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей;
выбор оснований для сравнения, классификации объектов;
установление причинно – следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
11 слайд
Коммуникативные действия:
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности;
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
12 слайд
разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии нормами родного языка;
13 слайд
Содержание и формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества являются ключевым фактором, определяющим мотивационный профиль учащихся. Адекватной системой мотивов для начальной школы следует признать сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения.
14 слайд
II класс
Личностные УУД: углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности — отношения человека к Родине, природе, людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы; понимание единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности; осмысление знаково-символических элементов музыки; рефлексия способов действия при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкального произведения; участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов.
Регулятивные УУД: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; музицирование на основе разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов; оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; расширение словари запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов; осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в процессе анализа музыки, в коллективном, ансамблевом музицировании; воспитание любви к своей культуре, своему народу настроенности на диалог с культурой других народов, стран.
15 слайд
III класс
Личностные УУД: углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей, в своей жизни; усвоение жизненного содержания музыкальных образов на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России, мира, знаний о музыке и музыкантах; усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества.
Познавательные УУД: закрепление представлений о музыкальном языке произведений, средствах музыкальной выразительности, формы-композиции в различных жанрах народной и профессиональной музыки и формирование на этой основе словаря музыкальных терминов и понятий; поиск и выделение необходимой информации о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах (в том числе с применением компьютерных средств); совершенствование умений и навыков интонационно-образного жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельности; осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства; выбор оснований для сравнений, сериации, классификации музыкальных произведений различных жанров, эпох; извлечение необходимой информации из текстов учебника и тетради, «текстов» музыкальных сочинений, расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический типы высказываний); постановка и формулирование проблемы, разработка алгоритмов музыкальной деятельности при решении задач творческого, поискового, исследовательского характера (включая работу в сети Интернет с помощью родителей); совершенствование форм рефлексии при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох; участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов в учебной и внеурочной деятельности (праздники, представления, концерты для родителей и др.).
16 слайд
Регулятивные УУД: целеполагание в постановке учебных задач в опоре на имеющий жизненно-музыкальный опыт при изучении новых музыкальных сочинений при восприятии и разных формах музицирования; планирование собственных действий в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки, создания композиций; прогнозирование результата музыкальной деятельности: полнота анализа музыкального сочинения, качество (эмоциональность и осознанность) музицирования, коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности; оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников; саморегуляция (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над выразительностью исполнения музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической деятельности.
Коммуникативные УУД: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования; поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы (включая исследовательскую деятельность); совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности; совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов.
17 слайд
IV класс
Личностные УУД: понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России, мира, знаний о музыке и музыкантах, музицирования, участия в исследовательских проектах; усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе восприятия и музицирования, участия в различных видах музыкального творчества, во внеурочных формах работы; владение первичными навыками работы с информационно-компьютерными средствами (компьютер, плеер, музыкальный центр, интерактивная доска, айфоны, Интернет).
Познавательные УУД: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования; поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах (в том числе с применением компьютерных средств); владение умениями и навыками самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельности; осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; закрепление понимания знаковосимволических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой (народной и профессиональной) и другими видами искусства — литературой, изобразительным искусством, кино, театром; умение проводить сравнения, сериацию, классификацию музыкальных произведений различных жанров, эпох, направлений музыкального искусства; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический типы), выполнения диагностических тестов, самостоятельных и контрольных работ, участия в индивидуальных и
18 слайд
групповых мини-исследованиях; владение умениями постановки и формулирования проблемы, разработки алгоритмов музыкальной деятельности при решении задач учебной деятельности, а также творческого, поискового, исследовательского характера (включая работу в сети Интернет с помощью родителей); владение формами рефлексии при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох; участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов в учебной и внеурочной деятельности (праздники, КВНы, фестивали, конкурсы, представления для жителей микрорайона, семейная филармония культуры и искусства для родителей и др.); использование знаний о музыке и музыкантах, полученных на уроках, при составлении домашней библиотеки, фонотеки, видеотеки и пр.
Регулятивные УУД: владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной); планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки, создания композиций, а также при организации проектно-исследовательской деятельности; прогнозирование результата музыкальной деятельности; форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, критичность, умение применять в новой учебной и жизненной ситуациях, развернутость анализа музыкального сочинения, качество музицирования, коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности; понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение 1 ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия; проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности.
Коммуникативные УУД: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования; поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций
19 слайд
в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы (включая исследовательскую деятельность); совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности; совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов.
Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности учащихся и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Г.П. Сергеева,
Кандидат педагогических наук, профессор ГОУ «Педагогическая академия последипломного образования»
20 слайд
Список литературы
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2011. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2011. – 152 с.
Ежемесячный научно-методический журнал Начальная школа № 5, (Г.П. Сергеева, Требования ФГОС и их реализация в преподавании предмета «музыка»: свободный микрофон), 2012.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 404 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Заболотская Людмила Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.