Презентация, доклад Виды знаний

Здесь Вы можете изучить и скачать урок презентацию на тему Виды знаний бесплатно. Доклад-презентация для класса на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если презентация оказалась полезной для Вас - поделитесь ей с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Разное» Виды знаний
500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500

Скачать

Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Виды знаний

Слайд 2
Описание слайда:
1. Понятие знание Знание – это результат познавательной деятельности человека. В середине XIX в. О. Конт рассматривал три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного (основано на традиции и индивидуальной вере); философского (основано на интуиции, рациональное и умозрительное по своей сути); позитивного (научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента).

Слайд 3
Описание слайда:
2. Виды человеческих знаний 1) Обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений (между собой и с природой). 2) Мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. е., в конечном итоге, познавал ее. 3) Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Слайд 4
Описание слайда:
4) Религиозное – акцент делается на веру в сверхъестественное и эмоционально-образное отражение действительности, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. 5) Художественное – формируется в сфере искусства, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания – художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен. 6) Философское – главной особенностью является его рационально-теоретическая форма.

Слайд 5
Описание слайда:
7) Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении. 8) Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки. 9) Квазинаучное – объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного знания. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранаучных и эзотерических учениях и т. п. Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного (выраженного в понятиях, суждениях, теориях) и неявного (не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта)

Слайд 6
Описание слайда:
3. Формы знаний Научное знание рациональное (полученное при помощи разума, интеллекта); оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое (не всегда получается); системное (основанное на многом); это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности (точные измерения, наличие терминологии); знание, открытое для критики (в отличие от религии, культуры, искусства и т. д.), обладающее особым научным языком.

Слайд 7
Описание слайда:
3. Формы знаний Ненаучное донаучное знание – знания, полученные до появления современной науки; паранаучное знание – формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания (астрология, экстрасенсорные знания (это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию – уфология). ненаучное знание – сознательно искаженные представления о мире (его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр.); антинаучное знание – бессознательное, ошибочное (утопия, вера в панацею); псевдонаучное знание – отличается крайней авторитарностью и пониженным критицизмом, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, отказом от рациональной аргументации в пользу веры; лженаучное знание – знания, которые не доказаны или опровергнуты, сознательно используют домыслы и предрассудки.

Слайд 8
Описание слайда:
Понятие истины и ее критерии

Слайд 9
Описание слайда:
1. Понятия «гносеология» Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможности. Проблема познаваемости мира: Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность познания. Гностицизм – философское учение, признающее возможность познания мира. В настоящее время большинством ученых признается возможность познания мира (оптимизм). Однако, данный процесс является сложным.

Слайд 10
Описание слайда:
2. Учения гносеологии Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания (сформировался в XVII–XVIII вв. – Р. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк). Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц).

Слайд 11
Описание слайда:
3. Понятие «познание» Познание – процесс получения человеком новых знаний

Слайд 12
Описание слайда:
4. Структура познания Субъект познания (человек) Объект познания (окружающий мир, сам человек). Цель, мотивы. Действия. Результат (новые знания).

Слайд 13
Описание слайда:
5. Основные формы познания Чувственное познание непосредственный контакт органов чувств. наглядность информации. воспроизведение внешних сторон объектов. ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета. представление - образ объекта познания, запечатленный в памяти.

Слайд 14
Описание слайда:
Роль чувственного познания При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром. Без органов чувств человек не способен к познанию вообще. Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д. При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Слайд 15
Описание слайда:
опора на результаты чувственного познание. применение логические операции. абстрактность и обобщенность. выявление существенных признаков, связей и закономерностей. Рациональное познание понятие – мысль, фиксирующая общие признаки объекта познания. суждение – форма мысли, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков. умозаключение – форма мысли, в которой на основе имеющихся суждений логически выводится новое знание.

Слайд 16
Описание слайда:
Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний. Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов. Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит. Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда.

Слайд 17
Описание слайда:
4. Истина и ее критерии Истина – знание, соответствующее своему предмету. Относительная истина неполное, неточное знание, соответствующее определенному развитию общества. Абсолютная истина исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке и обществе Объективная истина такое содержание знания, которое не зависит ни от человека ни от человечества. истина – процесс постижения объекта. истина всегда конкретна, т.е. связана с условиями времени, которые необходимо учитывать в процессе познания. обусловлена реальной действительностью, общественной практикой.

Слайд 18
Описание слайда:
Критерий истины - это то, что позволяет отличить истину от заблуждения или лжи. авторитетность источника знания; соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам, теориям той или иной науки; договорённость (конвенция) специалистов в данной области; простота, ясность мысли; парадоксальность идеи и др. В качестве основного критерия истины признают общественную практику появление многих наук связано с практическими потребностями общества. человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует окружающий мир. пока теоретическое положение не будет проверено, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой

Слайд 19
Описание слайда:
5. Противоположности истины Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету; Ложь – преднамеренное введение в заблуждение.

Слайд 20
Описание слайда:
6. Научное познание Научное познание – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки. Особенности научного познания Объективность знаний о природе, человеке и обществе. Непротиворечивость, доказательность, системность. Проверяемость. Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии). Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете. Высокий уровень обобщения полученных знаний. Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Слайд 21
Описание слайда:
Принципы научного познания Принцип причинности - установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями. Принцип истинности – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается. Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Слайд 22
Описание слайда:
Уровни научного познания Эмпирический - это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание.


Скачать урок презентацию на тему Виды знаний можно ниже:

Похожие презентации