Инфоурок Другое ПрезентацииВозрастная анатомия, физиология и гигиена. Дошкольный возраст

Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Дошкольный возраст

Скачать материал
Скачать материал "Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Дошкольный возраст"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Дошкольный возраст.к.п.н., препода...

    1 слайд

    Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Дошкольный возраст.
    к.п.н., преподаватель Мальцева Ирина Сергеевна

  • Термины и определенияРаздражитель - это внешнее воздействие, достигшее порого...

    2 слайд

    Термины и определения
    Раздражитель - это внешнее воздействие, достигшее пороговой силы.
    Способность живых структур отвечать на действие раздражителя называется раздражимостью.
    Саморегуляция подразумевает оценку ситуации и корректировку активности самой личностью, а соответственно и корректировку результатов деятельности.
    Физи́ческое разви́тие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства.
    Рост челове́ка, или длина́ те́ла челове́ка — расстояние от верхушечной точки головы до плоскости стоп.
    Рост — процесс увеличения какого-либо качества со временем. Качества могут быть как физическими (например, рост в высоту), так и абстрактными (например, взросление человека, расширение системы)
    Рост — увеличение массы и линейных размеров индивидуума (особи ) и его органов, происходящее за счёт увеличения числа и массы клеток, а также неклеточных образований в результате преобладания процессов анаболизма над процессами катаболизма. Биологический энциклопедический словарь

  • Системы организма и их функции1. Центральная нервная система – регуляция и ин...

    3 слайд

    Системы организма и их функции
    1. Центральная нервная система – регуляция и интеграция жизненных функций организма
    2. Система органов дыхания – обеспечение организма кислородом, который необходим для всех биохимических процессов, выделение углекислого газа
    3. Система органов кровообращения – обеспечение транспорта питательных веществ в клетку и освобождение её от продуктов жизнедеятельности
    4. Система органов кроветворения – обеспечение постоянства состава крови
    5. Система органов пищеварения – потребление, переработка, усвоение питательных веществ, выделение продуктов жизнедеятельности
    6. Система органов мочевыделения и кожа – выделение продуктов жизнедеятельности, очистка организма
    7. Репродуктивная система – воспроизводство организма
    8. Эндокринная система – регуляция биоритма жизни, основных процессов обмена веществ и поддержание постоянства внутренней среды
    9. Костно-мышечная система – обеспечение структурности, функций передвижения

    10. Лимфатическая система – осуществление очищения организма и обезвреживание чужеродных агентов
    11. Иммунная система – обеспечение защиты организма от вредных и чужеродных факторов
    12. Периферическая нервная система – обеспечение протекания процессов возбуждения и торможения, проведение команд ЦНС до рабочих органов

  • Периоды детства:

Период новорожденности -...

    4 слайд

    Периоды детства:

    Период новорожденности - первые 3-4 недели жизни. Ребенок приспосабливается к новым условиям (у него возникает легочное дыхание, начинает функционировать пищеварительный тракт, устанавливается теплорегуляция); его нервная система еще незрелая - из-за несовершенства коры головного мозга, выражены только безусловные рефлексы.

    Грудной период - первый год жизни. Начинают совершенствоваться функции центральной нервной системы; вырабатываются условные рефлексы; формируются движения; быстро увеличиваются вес и рост.

    Преддошкольный период - от 1 года до 3 лет. Рост несколько замедляется, двигательные навыки совершенствуются; формируется речь; ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки.

    Дошкольный период - от 3 до 7 лет. Он характеризуется некоторым замедлением роста. Ребенок теряет избыточную округлость, у него крепнет мускулатура, сильно развивается скелет. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослых, становится более устойчивым к заболеваниям.

  • Головной мозг при рождении 350-380 гр. (10% от массы тела), к 3-м го...

    5 слайд

    Головной мозг при рождении 350-380 гр. (10% от массы тела), к 3-м годам увеличивается в 3 раза. Имеются все борозды и извилины. Спинной мозг к 2 годам напоминает спинной мозг взрослого человека. К 5 годам его масса увеличивается в 3 раза, доходит по длине до первого поясничного позвонка.
    Вегетативная нервная система обеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует функции внутренних органов. Однако, эта регуляция легко нарушается при воздействии неадекватных возрасту внешних факторов.
    Кожа и подкожно-жировая клетчатка: защитная функция выражена слабо, потовые железы полностью развиваются к 5-7 годам и через них удаляются шлаки. Подкожно-жировая клетчатка развита достаточно. До 6 лет идет увеличение жировых клеток.
    Костная система.
    Кости постепенно уплотняются и с 2-3 лет уже имеют пластинчатое строение.
    Швы на голове закрываются ко 2-3 месяцу, а их полное сращение происходит в 3-4 года.
    После 9-12 мес. становится заметным поясничный лордоз, однако грудной кифоз окончательно закрепляется только к 6-7 годам.
    Стопа и ее свод укрепляются к 5 годам.
    Грудная клетка имеет цилиндрическую форму.
    К 2-3 годам имеется полный набор молочных зубов в количестве двадцати. Постоянные зубы начинают прорезываться к 5-7 годам. Смена молочных зубов идет с 6-7 лет. С 3-х лет ребенок должен хорошо полоскать и чистить зубы и не злоупотреблять сладостями.

  • Мышечная система 
Мышцы у детей преддошкольного возраста развиты недо...

    6 слайд

    Мышечная система
    Мышцы у детей преддошкольного возраста развиты недостаточно.
    Сила мышц увеличивается с ростом ребенка, особенно в возрасте 1-2 лет, осуществляется преимущественно в длину благодаря наличию зон роста на концах мышечных волокон, поэтому мышечные пучки короткие, тонкие, с трудом прощупываются.
    К концу дошкольного периода масса мышц увеличивается, составляя около 25 % массы тела.
    Развитие разных мышечных групп происходит неравномерно: сначала развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее, ближе к концу дошкольного возраста — мышцы рук, поэтому до 6 лет тонкие движения пальцами рук детям удаются плохо.


  • Дыхательная система. Размеры носа и его полости в преддошкольном возрасте ост...

    7 слайд

    Дыхательная система.
    Размеры носа и его полости в преддошкольном возрасте остаются малыми, носовые ходы узкие, а раковины толстые.
    Эти анатомические особенности, а также хорошо развитая сосудистая и лимфатическая сеть могут приводить к отекам слизистой оболочки при насморке, затруднению носового дыхания, а вследствие затрудненного дыхания может возникнуть и другая проблема — в нормальном питании.
    Широкая и короткая евстахиева труба у детей раннего возраста расположена более горизонтально, чем у старших детей.
    Гортань у детей раннего возраста расположена выше, чем у взрослых, подвижна, положение гортани непостоянно даже у одного человека. Форма гортани — воронкообразная.
    Трахея мягкая, подвижная. С возрастом происходит некоторое увеличение трахеи как в длину, так и в поперечном размере, но скорость ее роста отстает от скорости увеличения размеров тела.
    Легочная ткань окончательно не сформирована.
    Масса легких возрастает в 5 раз к возрасту 4-5 лет, а к концу дошкольного возраста — в 7-8 раз.
    Из особенностей дыхания в эти возрастные периоды можно отметить:
    - уменьшение количества дыхательных движений (ЧДД) до 30- 35 в минуту в возрасте 1-2 лет и примерно до 25 в минуту — в 5-6 лет;
    в возрасте 1-3 года преобладает брюшной (диафрагмальный) тип дыхания, в 3-5 лет начинает преобладать грудной тип дыхания;
    к 5-7 годам ребенок может делать глубокий вдох.

  • Сердечно-сосудистая система. 
Рост сердца происходит...

    8 слайд

    Сердечно-сосудистая система.
    Рост сердца происходит неравномерно: к 3 годам масса сердца достигает 0,4-0,5 % от массы тела;
    к 3 годам масса сердца утраивается, к 4 годам увеличивается в 4 раза, к концу дошкольного возраста — примерно в 6 раз, затем темпы роста замедляются.
    К 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной форме сердца у взрослого.
    До 5-летнего возраста интенсивно растет мышечный слой, затем все оболочки сердца растут равномерно.
    Частота сердечных сокращений (ЧСС) с возрастом снижается и составляет в преддошкольном периоде 105-115 в минуту, в дошкольном — около 100.
    В первые 2-3 года происходит интенсивный рост артериального давления, преимущественно за счет систолического (максимального), диастолическое (минимальное) давление имеет лишь тенденцию к повышению.
    Ориентировочно АД у мальчиков можно определить по формулам
    АД = 90 + 2п (систолическое), АД = 60 + 2п (диастолическое),
    где п — число лет.
    Для девочек эти показатели на 5 мм рт. ст. ниже.

  • Система анализаторов     Орган зрения: 
наиболее интенсивное увеличение разме...

    9 слайд

    Система анализаторов
    Орган зрения:
    наиболее интенсивное увеличение размера и массы
    глазного яблока происходит в первые 3-5 лет жизни,
    масса глаза достигает к 5-летнему возрасту 6 г, что в два
    раза больше массы глаза новорожденного.
    После этого периода процесс роста глаза замедляется.
    Улучшается острота зрения, достигающая максимума
    к 3- 5 годам: в этом возрасте острота зрения ребенка
    становится такой же, как у взрослых. Еще раньше, в
    возрасте 2,5-3 лет, формируется осознанное ощущение цветов, таким образом, после 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением, а после 4 лет — совершенствуется восприятие цветовых оттенков.
    Мышцы глаза еще слабы, быстро утомляются, и хотя ребенок готов к начальному чтению, важно правильно выбрать режим зрительного напряжения.
    Слух у дошкольников хорошо развит.
    Ребенок воспринимает не только громкость, но и высоту, мелодичность звука.
    Появляется способность воспроизводить мелодию сначала голосом, а затем и на музыкальных инструментах.
    Дошкольник обладает развитым обонянием и хорошим восприятием вкуса. Вкусовая чувствительность интенсивно увеличивается в возрасте 2-6 лет.

  • Иммунная система. 
     На нее оказывает влияние активная иммунизация. Процес...

    10 слайд

    Иммунная система.
    На нее оказывает влияние активная иммунизация. Процесс
    созревания иммунной системы заканчивается с наступлением
    половой зрелости. Лимфатическая ткань является основным
    субстратом иммунной системы. К лимфоидным образованиям
    относят вилочковую железу, лимфоузлы, селезенку, миндалины,
    лимфоузлы кишечника. Центральным звеном является вилочковая
    железа. От 1 до 3-х лет идет интенсивное ее увеличение.
    Физическое развитие. Увеличение массы и роста идет
    неравномерно. Пик увеличения массы приходится на 1-4 года,
    а роста – на 5-7 лет. Масса на 2-м году жизни увеличивается на
    2,5-3 кг, на 3-м – на 1,5-2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем
    ежегодно увеличивается на 2 кг.
    Ориентировочно возрастную массу тела можно рассчитать по формуле:
    10,5 + 2п,
    где п - возраст ребенка до 11 лет, а 10,5 – масса ребенка в 1 год.
    Для ориентировочного расчета длины тела пользуются формулой:
    Ребенок в 4 года имеет рост 100 см.
    до 4 лет: рост = 100 – 8(4-п) после 4 лет: рост = 100 + 6(п-4), где п –возраст в годах.
    Окружность головы на 1-ом году увеличивается на 10-11 см, за 2 год – на 2 см, за 3 год – на 1 см. В дальнейшем прирост головы идет очень медленно, а после 6 лет она увеличивается всего на 5-6 см.
    Окружность груди за 1 год увеличивается на 13-15 см, за 2 год – на 2,5-3 см, за 3 год – на 1,5-2 см.

  • Пищеварительная система В раннем детском возрасте продолжает интенсивно разви...

    11 слайд

    Пищеварительная система
    В раннем детском возрасте продолжает интенсивно развиваться: увеличивается длина пищевода, растет желудок, объем которого к началу дошкольного периода достигает 400—600 мл, а масса к 4—5 годам увеличивается в 6 раз,
    Функциональное состояние слизистой оболочки желудка остается несовершенным (количество желудочных желез, продуцирующих желудочный сок, примерно в 2,5 раза меньше, чем у взрослого).
    Кишечник у детей преддошкольного и дошкольного возрастов отличается большей относительной длиной, чем у взрослых, но темпы его роста отстают от темпов роста тела.
    Поджелудочная железа также растет, причем наиболее интенсивный ее рост наблюдается в первые 3 года жизни, но в это время ее функция еще несовершенна. Секреторная активность поджелудочной железы достигает уровня секреции взрослых к 5-летнему возрасту.
    Масса печени также нарастает параллельно массе тела, но скорость ее увеличения отстает от темпов увеличения массы тела, поэтому нижний край печени в эти возрастные периоды всегда выступает из-под правого подреберья и легко прощупывается.

  • Мочевыделительная система Продолжается рост мочеточников, мочевого пузыря, по...

    12 слайд

    Мочевыделительная система
    Продолжается рост мочеточников, мочевого пузыря, почек, масса которых к дошкольному возрасту увеличивается в 5 раз. Но мочеточники остаются относительно широкими, имеют много изгибов. Эластическая и мышечная ткань в мочевом пузыре развита недостаточно. Эти особенности предрасполагают к застою мочи.
    У детей этих возрастов почки более подвижны. Только к концу дошкольного возраста уменьшает подвижность почек, их смещаемость при дыхании.
    Количество мочи, выделяемой ребенком за сутки, можно приблизительно рассчитать по формуле:
    Д = 600 + 100 • (п-1)
    где Д — количество мочи; п — число лет.
    Диурез во многом зависит от питьевого режима, температуры окружающей
    среды.
    Система кроветворения.
    Продолжается: постепенное увеличение числа эритроцитов, гемоглобина, замещение красного костного мозга трубчатых костей желтым костным мозгом, увеличивается общая масса костного мозга.
    К концу преддошкольного возраста продолжительность жизни эритроцитов становится такой же, как у взрослых, — 80-120 дней.
    Относительное количество крови, приходящееся на 1 кг массы тела, продолжает снижаться и к концу дошкольного периода составляет 70-75 мл/кг.
    Для этих возрастных периодов характерным является физиологический лимфоцитоз, т.е. относительно большое количество лимфоцитов. Но на дошкольный возраст приходится второй перекрест относительного количества нейтрофилов и лимфоцитов: в возрасте 4-6 лет вновь происходит выравнивание их числа.

  • Каждый ребенок поступая 
   в ДОУ проходит адаптацию:

Адаптация – это ф...

    13 слайд

    Каждый ребенок поступая
    в ДОУ проходит адаптацию:

    Адаптация – это физиологическое
    приспособление строения и функций
    организма, изменений его органов
    и клеток в соответствии с условиями
    окружающей среды.

    Адаптация может быть 3-х степеней:
    1 степень легкая – нарушение
    поведения в течении 20-30 дней,
    снижается аппетит, который
    восстанавливается за 10 дней. Дома
    сон не нарушен, а в детском саду
    дневной сон восстанавливается за
    10 дней. Эмоции, речевая активность,
    взаимоотношения с детьми нормализуются за 15-20 дней, заболеваний не возникает.
    2 степень средней тяжести – у детей от 1,5 лет и старше все нарушения более выражены и более длительны. Нормализация наступает к 20-30 дню. Заболевания в виде ОРВИ без осложнений.
    3 степень тяжелая – протекает длительно от 2-6 мес. с выраженными проявлениями. Дети с отягощенным анамнезом заболевают при поступлении в ДУ в течении первых 10 дней, болеют продолжительно и часто – от 4-12 раз а год. Частота заболеваний снижается на 2-ом году пребывания в ДУ. У таких детей возникают невротические состояния, они отстают в речевом развитии и игровой деятельности.


  • Принципы закаливанияПринцип систематичности, который требует ежедневного выпо...

    14 слайд

    Принципы закаливания
    Принцип систематичности, который требует ежедневного выполнения процедур.
    Последовательное и постепенное увеличение дозировки процедур.

    Закаливающие процедуры делятся на:
    Общие: воздушные ванны, плавание, душ, обливание;
    Местные: закаливание отдельных участков тела (полоскание горла или
    мытьё ступней прохладной
    водой).

    Методы закаливания
    Закаливание воздухом
    (воздушные ванны)
    - Закаливание водой
    - Солнечные ванны

  • Закаливание воздухомЗакаливание воздухом (воздушные ванны) – это наиболее «не...

    15 слайд

    Закаливание воздухом
    Закаливание воздухом (воздушные ванны) – это наиболее «нежная» и безопасная из закаливающих процедур. С неё и рекомендуется начинать.
    Закаливающее действие воздуха зависит от его температуры, а так же от влажности и скорости движения.
    Воздушные ванны по теплоощущению условно делятся на:
    тепловые (+30…+20 °C.)
    прохладные (+20…+14 °C.)
    холодные (ниже +14 °C.).
    Лучшее место для занятий – тихий сквер, парк, лес, в общем, где есть зелёные насаждения и тень.
    Принимать воздушные ванны лучше всего в движении: зарядка, лёгкая пробежка или просто подвижная игра.
    В ветреную и сырую погоду продолжительность процедуры можно сократить, а при дожде и тумане или сильном ветре лучше заниматься дома с открытым окном.
    Начинают процедуру с 20-30 минут при температуре воздуха +15…+20°C, в дальнейшем увеличивая продолжительность на 10 минут ежедневно и доведя её до 2 часов (Где же взять столько времени?? Разве что, совместить с прогулкой…).

  • Закаливание водой 
- Лето и осень - самое благоприятное время для начала зака...

    16 слайд

    Закаливание водой
    - Лето и осень - самое благоприятное время для начала закаливания водой.
    Лучше всего делать процедуры в утренние часы сразу после сна или после утренней зарядки.
    Начинать следует с лёгких водных процедур, с температурой воды +33…+34 °C. Затем, каждые 3-4 дня, снижают температуру воды на 1 градус и постепенно, за 1,5-2 месяца доводят её до +10…+15°C. Чем ниже температура воды, тем короче должно быть время процедуры. Закаливание водой делится на несколько видов (этапов): обтирание, обливание, душ, купание.
    Начальный этап закаливания водой - обтирание. В течение 1-3 недель обтираются влажным полотенцем или губкой. Сначала обтираются по пояс, а потом переходят к обтиранию всего тела. Осуществляется обтирание последовательно, сначала сверху вниз: обтерев водой шею, грудь, руки и спину, вытирают их насухо и растирают до красноты от периферии к сердцу. После этого так же обтирают ноги и ягодицы. Вся процедура, включая растирание, не должна длиться более 5 минут.
    Следующий этап закаливания водой - обливание. К действию на организм низкой температуры присоединяется небольшое давление струи воды. При первых обливаниях используется вода с температурой около +30 °C, затем, в дальнейшем, температура снижается до +14°C и ниже. Сразу же после обливания необходимо энергично растереть тела ребёнка полотенцем. Длительность процедуры 3-5 минут.
    Еще более эффективная водная процедура - душ. В начале, вода в душе должна быть комфортной: +31°C … +34°C, а длительность процедуры – не более 1 минуты. Затем, постепенно, температура воды снижается, а продолжительность приема душа увеличивается до двух минут. Завершать нужно обязательно энергичным растиранием тела полотенцем.
    Одним из самых приятных и эффективных способов закаливания в теплое время года является купание в открытых водоемах. Купаться можно, когда вода в водоёме прогреется до +18°C… +20°C. Желательно это делать в утренние и вечерние часы, сначала 1 раз в день, а затем 2-3 раза в день, с промежутком между купаниями в 3-4 часа.
    Не стоит игнорировать местные процедуры, такие как полоскание горла и обмывание стоп «ножные ванны» или топтание в воде.
    Горло нужно полоскать два раза в день, утром и вечером. Начинают с температуры воды +23°C…+25°C, через неделю её снижают на 1 – 2 градуса и так постепенно доводят до +7°C… +12°C.


  • Основные положения по формированию нормального развития ОДА у детей дошкольно...

    17 слайд

    Основные положения по формированию нормального развития ОДА у детей дошкольного возраста
    Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.
    Гармоническому физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует режим дня. Режим дня детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями¸ с учетам времени года¸ возраста детей¸ а также состояния их здоровья. Такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов¸ создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития дает возможность педагогом раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка.
    Ежедневно во всех дошкольных группах должно быть предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале¸ разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и плаванием при наличии бассейна, что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.
    Огромное значение имеет правильно организованное, сбалансированное питание. Питание детей должно организовываться 4 раза в день. Именно это требование должно лечь в основу составления режима питания.

  • 18 слайд

  • 19 слайд

  • Проведение медико-педагогического контроля, в которой входят:
- медицинское о...

    20 слайд

    Проведение медико-педагогического контроля, в которой входят:
    - медицинское обследование;
    - медико-педагогические наблюдения за методикой физвоспитания и закаливания детского организма, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;
    - санитарно-педагогический надзор за местами, где проводятся физкультурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состоянием оборудования, пособий, одежды и обуви занимающихся детей.
    Работа по физическому воспитанию детей должна опираться на показатели (исходные и в динамике) здоровья, уровня физической подготовленности, а также на данные, полученные в результате анализа индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей.
    Кроме того, необходимо определить состояние опорно-двигательного аппарата, исследуя форму позвоночника и спины (осанки), сформированность сводов стопы (именно на основании этого назначается комплекс корригирующих мер).
    Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливание - самое эффективное средство тренировки и совершенствования защитных механизмов организма человека, повышение его устойчивости к погодным условиям.

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 334 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.10.2020 1312
    • PPTX 14.2 мбайт
    • 26 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ложечко Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ложечко Татьяна Владимировна
    Ложечко Татьяна Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93790
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов