Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Академическое письмо
Конспект.
Г. О. Винокур
«Введение в изучение филологических наук»
2 слайд
Что такое конспект и зачем его писать?
Разные задачи – разные типы конспектов
«общий конспект» – знакомство с общей идеей автора или работы (задача – зафиксировать логику автора, чтобы можно было ее восстановить в полном объеме);
«специальный / тематический конспект» – поиск материала для конкретной научной задачи (комментарий, биографические данные и т.д.)
Такой конспект – результат работы с чужим текстом,
Цель – фиксация чужой мысли
Путь – от большого текста к конспекту
3 слайд
Что такое конспект и зачем его писать?
НО:
конспект может быть и продуктивным жанром
План-конспект как заготовка будущей работы
Путь – от конспекта к большому тексту
Задача – продумать собственную логику
4 слайд
Творческие планы-конспекты
Онѣгинъ
Часть Первая Предисловіе
I пѣснь Хандра Кишеневъ, Одесса
II Поэтъ Одесса 1824
IIIБарышня Одесса. Мих. 1824
Часть Вторая
IV пѣснь деревня Михайлов. 1825 1826.
V Имянины Мих. 1825.
VIПоединокъ Мих. 1826
Часть третья Мих. 1827. 8.
VII пѣснь Москва. П. Б. Малинн.Моск. 1829.
VIII Странствіе Павл. Болд.
IXБольшой свѣтъ Болд.
Примѣчанія
Кишеневъ Болдино
1823 год. 9 мая ——— 1830 25 сент.
————————
26 сент. АП
Аул.
Пленник.
Дева.
Любовь.
Бешту
Черкесы
Пиры
Песни
Воспоминанья.
Тайна. —
Набег
Ночь
Побег.
Гарем
Мария
Гирей и Зарема
Монах — Зарема и Мария
Ревность. Смерть М. и Зар<емы>
Бахчисарай<ский> Ф.
5 слайд
6 слайд
Формы конспектов
План-конспект
обозначение основных тезисов/тем в порядке их логической развертки;
пункты и подпункты;
высокая степень абстракции;
преимущественно свои формулировки
главное – собственно логика развития мысли
Цитатный/текстуальный конспект
«записи и выписки»: основные, опорные цитаты;
воспроизведение «голоса автора»
важнее не общая логика, а конкретные суждения
Смешанный конспект = план + цитаты
7 слайд
Как можно структурировать текст?
пометы для себя – тэги (ключевые слова), комментарии, пояснения непонятных слов.
Нумерация, списки – графичность.
Сама структура помогает быстро воспринимать и считывать нужное.
Отбивки
Система значков (NB!)
Выделение цветом разным.
8 слайд
Г. О. Винокур (1896 –1947)
«Введение в изучение филологических наук» (1945)
9 слайд
1916 –1920: учеба в Московском университете
(Д. Н. Ушаков, Московская диалектологическая комиссия)
Московский лингвистический кружок
(МЛК: Р. О. Якобсон, О. М. Брик, Б. И. Ярхо, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, С. М. Бонди, А. А. Реформатский) (1915 –1924)
Государственная академия художественных наук (ГАХН); влияние идей Г. Г. Шпета, книги «Биография и культура», «Критика поэтического текста» (1927)
Участие в работе над Полным собранием сочинений Пушкина (1937 –1947), «Словарь языка Пушкина»
10 слайд
Параграф 3.
Филология как обработка текста
Тэги: письменные памятники, источники, вспомогательная (внешняя) работа, свой материал, отделимость от науки
Филология как «обработка» письменных памятников
В чем отличие естественных и гуманитарных наук?
Что входит в процесс обработки памятников? Когда письменный памятник становится источником?
Из этого следует, что критика источников – первый шаг, а значит:
Дискуссионный вопрос о вспомогательном характере Ф.
Есть ли у филологии свой материал?
Раз материала нет, то встает вопрос о самостоятельности Ф. как науки? Может быть, это просто ремесло, рабочий прием (на службе у другой науки)
Отделима ли филология - «рабочий прием» от «чистой науки»?
Резкая полемика В. с теми, кто считает Ф. не высокой наукой: неотделимость приема от науки.
Филолог так же необходим историку, как и обратно!
Апология высокого искусства Ф. (пример из Слова о полку Игореве). Филолог всегда роется в черновом сыром материале.
11 слайд
Филология как обработка текста
Тэги: письменные памятники, обработка текста, вспомогательные дисциплины, источник исследования, филология и история, филологический метод
Филология как изучение письменных памятников
1) Основной источник для наук об обществе — письменные памятники, которые подлежат предварительной обработке — текстологической и комментаторской:
«Его нужно прочесть, перевести, датировать, освободить от разнообразных возможных в нем наслоений в виде описок и вставок <…> объяснить отдельные непонятные слова или выражения, раскрыть значение собственных имен и названий…» (С. 16)
2) Эта работа с текстом требует привлечения методов и сведения из разных наук, однако, на первый взгляд, все равно остается вспомогательной: «она есть не что иное, как применение сведений, заимствуемых из разных областей знания, к конкретной практической задаче» (С. 17) — подготовке издания. → у филологии нет своего материала.
3) Но отделима эта «вспомогательная работа» от собственно научных задач?
Невозможно произвести «обработку текста» без всестороннего изучения этого памятника → решение практической задачи прямо связано с подлинным научным анализом (пример из «Слова о полку Игореве»)
4) Работа с материалом — основа любой научной работы, практика и теория в филологии неотделимы друг от друга.
12 слайд
Задание к 9 октября
1) Конспект любых 3 параграфов книги Винокура
NB! Срок сдачи: 0.15, ночь с 4-го на 5 / 5-го на 6-е октября (группа 11/ф)
LMS + почта
2) Прочитать статью:
Гаспаров М. Л. Фет безглагольный // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. М., 1997. С. 21–32
http://www.philology.ru/literature2/gasparov-97c.htm
и приготовиться ее реферировать
13 слайд
Оформление конспекта
Заглавие файла: фамилия_конспект_Винокура.doc
Оформление текста
Имя-фамилия
Конспект книги Г. О. Винокура
«Введение в изучение филологических наук»
§ 3. Филология как обработка текста
Тэги / Ключевые слова [т.е. список ключевых слов и выражений]
Далее – сам конспект
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 665 120 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ахтямова Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.