Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Елисеева М.Б.
Взаимосвязь довербального и вербального периода развития речи
2 слайд
Две точки зрения по вопросу усвоения детьми звуковой (фонемной) системы языка:
1. теория прерывности фонетического развития (Р. Якобсон, В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова);
2. теория непрерывности фонетического развития (L.Mine, C. Stoel-Gammon и др.).
3 слайд
«…В период детского лепета ребенок свободно произносит самые разные звуки (щелкающие, палатализованные, лабиализованные согласные, аффрикаты, сибилянты, увулярные и т.д.); почти все они исчезают, когда ребенок вступает в стадию «нескольких слов». Ребенок как бы учится говорить заново: это объясняется «фонологической значимостью, которую приобретает звук… Фонетическое богатство детского лепета уступает место фонологическому ограничению».
Р. Якобсон. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии// Р.Якобсон. Избранные работы. М., 1985, с.105-115
4 слайд
«…Переход от лепета к речи представляет собой весьма примечательное явление… для этого перехода характерно известное сужение энтропии, т.е. отбрасывание определенной группы звуков, которая имела место в лепете… Непосредственной передачи адекватных русскому языку звуков, как правило, не происходит: они формируются как бы заново».
«… Наличие звуков в лепете, по-видимому, оказывает влияние на сроки появления их в речи, сокращает эволюционный ход их развития».
В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка// Вопросы психологии, 1975, №4, с. 71-80
5 слайд
«Первые детские слова прямо связаны с образцами, употребляемыми в лепете. Существуют индивидуальные предпочтения в лепете, также проявляющиеся в первых словах. Первые слова возникают из лепета и сосуществуют с ним в течение нескольких месяцев».
Mine L., Stoel-Gammon C. Phonological development: learning sounds and sound patterns // The development of language. Ed. by J.Berko Gleason. NY, 1993, 65-114
6 слайд
Материал исследования -
лонгитюдные данные Лизы Е. 1996 года рождения (дневниковые и видеозаписи).
7 слайд
Подтверждение наличия тесной взаимосвязи лепета и речи:
Звуки, активно использовавшиеся в лепете, появляются в числе первых фонем -первые слова возникли непосредственно из лепета.
Излюбленный гласный в лепете – А. Другие гласные в лепете встречаются редко. Фонема А появляется первой и, единственная из всех гласных, в дальнейшем никогда не подвергается заменам.
8 слайд
Гласные лепета и первые слова (до 1,2)
9 слайд
Губные согласные лепета и первые слова (до 1,2)
10 слайд
Заднеязычные согласные лепета и первые слова (до 1,2)
11 слайд
Переднеязычные и среднеязычные согласные лепета и первые слова (до 1,2)
12 слайд
Итак, первые 11 слов (от 9 мес. до 1,2) – все, кроме одного (*сь* – соска) –совпадают со звуками и слогами лепета.
На появление слов влияет то, что взрослые, прислушиваясь к звукам лепета ребенка, стараются осмыслить их и вернуть ребенку в качестве слов.
13 слайд
2. Звукокомплексы, предложенные взрослыми в качестве слов, иногда видоизменяются, «переоформляются» ребенком в соответствии со звуками своего лепета.
Пых (о ежике в языке нянь) – *пф* (в детской речи)
Ух (о сове) - *фф*
14 слайд
3. Звуки, предложенные взрослыми как слова, сначала «отрабатываются» в лепете, а в дальнейшем употребляются и в качестве лепета и в качестве слов.
Бл-бл-бл: 0,10,18 – лепет; с 1,0,6 – слово.
Баба – 1,2,21 – слово, затем – лепет.
1; 4, 11 Недавно появившиеся слова (*дядя*, *кап*, *сясь*) произносит не только к месту, но и в лепете (как это всегда у нее бывает).
15 слайд
4. Ребенок имитирует или те звуковые комплексы, которые уже активно употребляет в лепете, или состоящие из звуков, содержащихся в лепете.
0,8 Пытается имитировать произнесенные мною звуки и слоги, уже имеющиеся в ее лепете: вя-вя-вя, ппп. Повторила за мной (не глядя на меня, а играя с чем-то в этот момент) *вя-вя* и *пп*. Другие звуки не повторяет.
0,11,5 По-прежнему имитирует *ава* и *бл-бл-бл* - и ничего больше.
16 слайд
5. Лепет продолжался еще в течение года после появления первых слов, параллельно с развитием лексикона и также влиял на появление новых фонем.
Начиная с 1,6 лепет сопровождает самостоятельное рассматривание книжек и картинок, а также рисование.
17 слайд
Только к 1,8,23 – через три недели после начала лексического взрыва (к этому моменту в активном лексиконе 251 слово) – лепет становится крайне редок. В лепете зародилась эгоцентрическая речь, которой ребенок в дальнейшем будет очень активно пользоваться в течение многих лет.
18 слайд
Факты, свидетельствующие о некоторой автономности лепета и лексикона.
1. В лепете существовали звуки, не являющиеся фонемами русского языка и не ставшие в дальнейшем фонемами и в индивидуальном лексиконе ребенка.
19 слайд
2. В лепете были звуки, которые в дальнейшем очень нескоро сложатся как фонемы.
Твердые переднеязычные, мягкие губные перед гласными непереднего ряда, дрожащий Р
3. В состав первых слов входили фонемы, которые не имели параллелей в звуках детского лепета.
Согласный С`, гласный И.
20 слайд
Вывод
Итак, представляется, что две теории фонетического развития являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 554 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Анастасия Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Мини-курс
4 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.