Инфоурок Литература ПрезентацииВзаимосвязь довербального и вербального периода развития речи

Взаимосвязь довербального и вербального периода развития речи

Скачать материал
Скачать материал "Взаимосвязь довербального и вербального периода развития речи"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Елисеева М.Б.Взаимосвязь довербального и вербального периода развития речи

    1 слайд

    Елисеева М.Б.
    Взаимосвязь довербального и вербального периода развития речи

  • Две точки зрения по вопросу усвоения детьми звуковой (фонемной) системы язы...

    2 слайд



    Две точки зрения по вопросу усвоения детьми звуковой (фонемной) системы языка:

    1.  теория прерывности фонетического развития (Р. Якобсон, В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова);
    2.   теория непрерывности фонетического развития (L.Mine, C. Stoel-Gammon и др.).

  • «…В период детского лепета ребенок свободно произносит самые разные звуки (щ...

    3 слайд

    «…В период детского лепета ребенок свободно произносит самые разные звуки (щелкающие, палатализованные, лабиализованные согласные, аффрикаты, сибилянты, увулярные и т.д.); почти все они исчезают, когда ребенок вступает в стадию «нескольких слов». Ребенок как бы учится говорить заново: это объясняется «фонологической значимостью, которую приобретает звук… Фонетическое богатство детского лепета уступает место фонологическому ограничению».
    Р. Якобсон. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии// Р.Якобсон. Избранные работы. М., 1985, с.105-115

  • «…Переход от лепета к речи представляет собой весьма примечательное явление…...

    4 слайд

    «…Переход от лепета к речи представляет собой весьма примечательное явление… для этого перехода характерно известное сужение энтропии, т.е. отбрасывание определенной группы звуков, которая имела место в лепете… Непосредственной передачи адекватных русскому языку звуков, как правило, не происходит: они формируются как бы заново».
    «… Наличие звуков в лепете, по-видимому, оказывает влияние на сроки появления их в речи, сокращает эволюционный ход их развития».
    В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка// Вопросы психологии, 1975, №4, с. 71-80

  • «Первые детские слова прямо связаны с образцами, употребляемыми в лепете. Су...

    5 слайд

    «Первые детские слова прямо связаны с образцами, употребляемыми в лепете. Существуют индивидуальные предпочтения в лепете, также проявляющиеся в первых словах. Первые слова возникают из лепета и сосуществуют с ним в течение нескольких месяцев».
    Mine L., Stoel-Gammon C. Phonological development: learning sounds and sound patterns // The development of language. Ed. by J.Berko Gleason. NY, 1993, 65-114

  • Материал исследования -лонгитюдные данные Лизы Е. 1996 года рождения (дневник...

    6 слайд

    Материал исследования -
    лонгитюдные данные Лизы Е. 1996 года рождения (дневниковые и видеозаписи).

  • Подтверждение наличия тесной взаимосвязи лепета и речи:Звуки, активно исполь...

    7 слайд

    Подтверждение наличия тесной взаимосвязи лепета и речи:

    Звуки, активно использовавшиеся в лепете, появляются в числе первых фонем -первые слова возникли непосредственно из лепета.
    Излюбленный гласный в лепете – А. Другие гласные в лепете встречаются редко. Фонема А появляется первой и, единственная из всех гласных, в дальнейшем никогда не подвергается заменам.

  • Гласные лепета и первые слова (до 1,2)

    8 слайд


    Гласные лепета и первые слова (до 1,2)

  • Губные согласные лепета и первые слова (до 1,2)

    9 слайд

    Губные согласные лепета и первые слова (до 1,2)

  • Заднеязычные согласные лепета и первые слова (до 1,2)

    10 слайд

    Заднеязычные согласные лепета и первые слова (до 1,2)

  • Переднеязычные и среднеязычные согласные лепета и первые слова (до 1,2)

    11 слайд

    Переднеязычные и среднеязычные согласные лепета и первые слова (до 1,2)

  • Итак, первые 11 слов (от 9 мес. до 1,2) – все, кроме одного (*сь* – соска) –с...

    12 слайд

    Итак, первые 11 слов (от 9 мес. до 1,2) – все, кроме одного (*сь* – соска) –совпадают со звуками и слогами лепета.
    На появление слов влияет то, что взрослые, прислушиваясь к звукам лепета ребенка, стараются осмыслить их и вернуть ребенку в качестве слов.

  • 2. Звукокомплексы, предложенные взрослыми в качестве слов, иногда видоизменяю...

    13 слайд

    2. Звукокомплексы, предложенные взрослыми в качестве слов, иногда видоизменяются, «переоформляются» ребенком в соответствии со звуками своего лепета.
    Пых (о ежике в языке нянь) – *пф* (в детской речи)
    Ух (о сове) - *фф*

  • 3. Звуки, предложенные взрослыми как слова, сначала «отрабатываются» в лепете...

    14 слайд

    3. Звуки, предложенные взрослыми как слова, сначала «отрабатываются» в лепете, а в дальнейшем употребляются и в качестве лепета и в качестве слов.

    Бл-бл-бл: 0,10,18 – лепет; с 1,0,6 – слово.
    Баба – 1,2,21 – слово, затем – лепет.
    1; 4, 11 Недавно появившиеся слова (*дядя*, *кап*, *сясь*) произносит не только к месту, но и в лепете (как это всегда у нее бывает).

  • 4. Ребенок имитирует или те звуковые комплексы, которые уже активно употребля...

    15 слайд

    4. Ребенок имитирует или те звуковые комплексы, которые уже активно употребляет в лепете, или состоящие из звуков, содержащихся в лепете.
    0,8 Пытается имитировать произнесенные мною звуки и слоги, уже имеющиеся в ее лепете: вя-вя-вя, ппп. Повторила за мной (не глядя на меня, а играя с чем-то в этот момент) *вя-вя* и *пп*. Другие звуки не повторяет.
    0,11,5 По-прежнему имитирует *ава* и *бл-бл-бл* - и ничего больше.

  • 5. Лепет продолжался еще в течение года после появления первых слов, паралле...

    16 слайд

    5. Лепет продолжался еще в течение года после появления первых слов, параллельно с развитием лексикона и также влиял на появление новых фонем.

    Начиная с 1,6 лепет сопровождает самостоятельное рассматривание книжек и картинок, а также рисование.

  • Только к 1,8,23 – через три недели после начала лексического взрыва (к этому...

    17 слайд

    Только к 1,8,23 – через три недели после начала лексического взрыва (к этому моменту в активном лексиконе 251 слово) – лепет становится крайне редок. В лепете зародилась эгоцентрическая речь, которой ребенок в дальнейшем будет очень активно пользоваться в течение многих лет.

  • Факты, свидетельствующие о некоторой автономности лепета и лексикона.1. В л...

    18 слайд


    Факты, свидетельствующие о некоторой автономности лепета и лексикона.

    1. В лепете существовали звуки, не являющиеся фонемами русского языка и не ставшие в дальнейшем фонемами и в индивидуальном лексиконе ребенка.

  • 2. В лепете были звуки, которые в дальнейшем очень нескоро сложатся как фонем...

    19 слайд

    2. В лепете были звуки, которые в дальнейшем очень нескоро сложатся как фонемы.
    Твердые переднеязычные, мягкие губные перед гласными непереднего ряда, дрожащий Р
    3. В состав первых слов входили фонемы, которые не имели параллелей в звуках детского лепета.
    Согласный С`, гласный И.

  • ВыводИтак, представляется, что две теории фонетического развития являются не...

    20 слайд

    Вывод
    Итак, представляется, что две теории фонетического развития являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими.

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 554 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.05.2020 523
    • PPTX 116 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Анастасия Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 326369
    • Всего материалов: 253

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Курс повышения квалификации

Ключевые аспекты организации и основные понятия системы здравоохранения и общественного здоровья

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ключевые этапы создания фильма: от сценария до продвижения

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе