Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Раздел 2
Зрелое Средневековье
Романский стиль
XI - XII века
2 слайд
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Термин «романский стиль» появился в начале XIX столетия и применяется к европейскому искусству X—XII вв. Учёные полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества (от лат. romanus — «римский»).
3 слайд
ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ
РОМАНСКОГО СТИЛЯ
первый общеевропейский стиль
продолжает римские строительные традиции:
облицовка тёсанным камнем,
использование арок и цилиндрических сводов;
все постройки носят оборонительный, крепостной характер:
храм – крепость Бога, замок – крепость феодала,
толстые стены, узкие окна, массивные башни.
- Культовые постройки утверждают господство христианской религии, а светские – феодала.
«тяжёлое молчание» по характеристике скульптора Родена, то есть оставляет впечатление суровости, монолитности, тяжести, как бы ставит человека на колени.
все постройки хорошо «привязаны» к ландшафту, часто доминируют на местности;
в декоративной отделке используется каменная резьба, литьё на библейские сюжеты в сочетании с языческими образами.
изобразительное искусство условно, то есть важна суть, а не облик.
4 слайд
В XI-XII веках
утверждается первый общеевропейский стиль –
романский,
который был присущ прежде всего
архитектуре.
5 слайд
Музей средневекового искусства Клойстерс на Манхэттене в Нью-Йорке, США. , филиал ММА. Был перевезён из Европы в 30-ых годах ХХ века и подарен городу миллионером Рокфеллером.
МОНАСТЫРЬ-КРЕПОСТЬ
6 слайд
Огромную роль в романскую эпоху играли монашеские ордена.
Монастырские комплексы представляли собой целые посёлки и города-крепости. В их планировке строго соблюдались требования обороны.
Бенедиктинский монастырь в Хирсау,
Германия, XI век (реконструкция)
7 слайд
Бенедиктинцы –
орден, основанный монахом Бенедиктом, отцом западного монашества, создавшим устав монашеской жизни, по которому следовало
повиноваться старшему во всём, проводить дни в молитвах и трудах –
физическом, чтобы обеспечивать себя необходимой едой, и умственному, читая и переписывая книги.
8 слайд
Цистерианцы –
Орден монахов-отшельников, основанный св. Робертом. Они одевались в белые одежды, строго соблюдали устав и избегали светских контактов.
9 слайд
Францисканцы и доминиканцы –
ордена нищенствующих монахов-проповедников, основанные св. Франциском Ассизским
и Доминго де Гусманом.
Действовали при помощи проповеди, но францисканцы призывали к покаянию и любви ко всему живому, а доминиканцы боролись с ересью в богословии.
10 слайд
РОЛЬ МОНАСТЫРЕЙ
Монастыри
утверждали и распространяли
христианство,
а также были
центрами культуры и науки,
образовательными школами,
хозяйственными центрами,
благотворительными
заведениями,
крупными феодальными
сеньориями
11 слайд
Аббатство Клюни, Франция, XII век
12 слайд
13 слайд
Атриум –
внутренний двор, окружённый аркадами,
пристройка к храму.
14 слайд
Клуатр –
внутренний дворик
для хозяйственных целей
с огородом
лекарственных трав
и садом.
15 слайд
16 слайд
17 слайд
РОМАНСКИЙ ХРАМ-КРЕПОСТЬ
Собор в Шпейере,1030-1092г.,
Германия
18 слайд
Основные принципы романской архитектуры
выражены в соборе, монастырской церкви, которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи.
Храм являл собой «символ вселенной», олицетворяя торжество и универсальность христианской религии.
Храм вмещал массу людей, он был также рассчитан на паломников. Это вело к строительству грандиозных сооружений с разграниченным колоннами на зоны
просторными внутренними помещениями.
Главным техническим завоеванием эпохи были сводчатые каменные конструкции, которые сменили непрочные деревянные перекрытия. Сначала каменные своды появились в боковых нефах, затем и над более широким центральным.
19 слайд
«Тяжёлое безмолвие» - так характеризовал романский стиль французский скульптор Огюст Роден.
20 слайд
21 слайд
Возведение арок
Какая
архитектурная
задача, возникшая
перед строителями
романских базилик
привела к созданию
арочных сводов?
22 слайд
Арочные своды
23 слайд
КОНТРФОРС – вертикальный каменный выступ стены, несущий нагрузку свода.
24 слайд
Замковый камень
НЕРВЮРА – арка, образующая укрепляющее свод ребро. Нервюры образуют каркас, несущий основную нагрузку тяжёлого свода.
25 слайд
ТРАНСЕПТ – поперечный неф
26 слайд
КАПИТЕЛЬ – верхняя часть колонны.
27 слайд
Виды романских капителей
28 слайд
ТИМПАН – углублённая часть арки над входом
29 слайд
СКУЛЬПТУРА РОМАНСКОГО ПЕРИОДА
Важнейшая примета романской скульптуры – условность. Смысл произведения не в реалистическом сходстве, а в передачи сути явления.
Почему ранее христианство не поощряло создание круглых скульптур?
30 слайд
Основной темой романской скульптуры было прославление Бога.
31 слайд
«Акробат» скульптура 1150-70г.г. из аббатства Сент-Мартин в Совиньи
близ Лиона
Сидящая фигура (Апостол),
1180-1200, Тоскана, Италия
В каменных украшениях часто уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие видения с темами нерелигиозного содержания, где действующие лица – крестьяне, жонглёры, акробаты, а также образы народной фантастики: полузвериные маски, лики с гримасами.
32 слайд
Тема добра и зла, выражена в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков.
33 слайд
Романская скульптура открыла новые стороны действительности – образы чудовищного и безобразного.
34 слайд
АРКА
из церкви в Нарборне,
Лангедок, Франция,
1150-1175.
Каменная резьба арки
представляет всех наиболее
известных персонажей
Средневекового бестиария.
Пеликан (второй слева), который убил своих птенцов, а через три дня возродил из капли собственной крови, символизирует Христа. Василиск, убивающий взглядом, символизирует смерть. Кентавр обладает человеческим умом, но борется со своими животными инстинктами.
35 слайд
36 слайд
Собор в Ангулеме, Франция
37 слайд
Перед вами два скульптурных изображения Богоматери.
Какую из них можно отнести к романскому периоду,
а какую к более позднему? Почему?
38 слайд
ЗАМОК-КРЕПОСТЬ
39 слайд
Эволюция рыцарского замка
1- IX век
2 - нормандский замок
XI века с пешеходным мостом на главную башню
3 – тип башни замка из кирпича, Х век
4 – англо-романский замок, конец ХI века
5 – замок на острове, XIII – XIV века
40 слайд
41 слайд
Схема средневекового замка - города
42 слайд
1 - барбакан 2- гать (дамба) 3- частокол 4 - ров с водой 5 - дозорная башня
6 - подъёмный
мост
7 - боковой ход
9- наружная
стена
10 – подъёмная
решётка
11 - донжон
12 - внутренний
двор
13 - дальний
двор
14 - караульня
15 - бойница
16 - угловая
башня
17 – боковая башня
18 - бастион
19 – зубчатый парапет
20 – часовня
21 - туалет
Схема средневековой крепости-замка
43 слайд
ДОНЖОН –
главная башня замка, жилище феодала.
44 слайд
РОМАНСКИЙ
СТИЛЬ?
Какие из приведённых здесь иллюстраций
не соответствуют романскому стилю?
45 слайд
РОМАНСКИЙ
СТИЛЬ
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 654 965 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Цицар Жанна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.