Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Исследовательская работа по русскому языку на тему :
«Зверинец,
в котором
живут
фразеологизмы»
2 слайд
Исследовательскую работу
выполнила ученица 7 класса
МОУ «Белопольная основная общеобразовательная школа» Адамовского района, Оренбургской области
Ковшова Ксения
Руководитель: учитель русского языка высшей категории
МОУ «Белопольная основная общеобразовательная школа» Адамовского района, Оренбургской области
Парнева Любовь Ивановна
3 слайд
Как работает слово
Бывает частенько: слово одно,
Но очень по – разному служит оно.
Примеры здесь можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало воды утекло...
О смелом мы вправе сказать наперёд:
- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.
4 слайд
Актуальность
На уроках русского языка мы изучили фразеологизмы. Я заметила, что во фразеологизмах часто упоминаются животные.
Меня заинтересовал вопрос:
«Как часто во фразеологизмах употребляются различные животные?
«Какое из животных чаще других употребляется во фразеологизмах?»
5 слайд
Гипотеза
Я думаю, что чаще всего во фразеологизмах употребляется
волк.
6 слайд
Цель:
Сбор материала по фразеологии;
Классификация материала;
Изучение фразеологизмов о животных;
Выяснение ответа на вопрос, какое животное чаще всего употребляется во фразеологизмах;
Расширение словарного запаса;
Дополнительное изучение русского языка.
7 слайд
Барашек на бумажке- Взятка.
И там сунуть придётся, и в другом месте барашка на бумажке подарить.
8 слайд
Биться как рыба об лёд- Безрезультатно добиваться улучшения материального положения; терпеть крайнюю нужду, бедствовать.
С утра до вечера бьётся мужик как рыба об лёд, а всё нет ничего.
9 слайд
Брать быка за рога- Смело, энергично начинать с самого важного.
Я взял быка за рога… Моя напористость убедила их, что я не лыком шит и разбираюсь в вопросах кибернетики.
10 слайд
Держать в ежовых рукавицах- Очень строго, сурово (держать, обходиться с кем-либо).
Если он и просил за сыновей, то для того только, чтобы им не мирволили и держали в ежовых рукавицах.
11 слайд
Вертеться (кружиться) как белка в колесе- Находиться в беспрестанных хлопотах; суетиться. День сегодня какой-то сумасшедший. С утра верчусь как белка в колесе.
12 слайд
Вешать (навешать) собак- Клевеща, сваливать всю вину на кого-либо; ругать, обвиняя в чём-либо. Вы, с мест, мастаки на совнархоз всех собак вешать. Типичная иждивенческая психология.
13 слайд
Волк в овечьей шкуре- Лицемер.
Есть у нас и такие «пай-мальчики», которых редко записывают. Имена их не торчат в дисциплинарном журнале, они любят разглагольствовать о чести класса и осуждать поведение других, а сами втихомолку и разговаривают на уроках, и возятся. Это волки в овечьей шкуре.
14 слайд
Волком выть (взвыть)- Горько жаловаться на лишения, страдания. И что иначе делать? Волком выть? Схватиться за головы и кричать:«Спасайся, мы погибли!»
15 слайд
Узнать где раки зимуют- 1.Узнать, что такое настоящие трудности. Ведь уроки у нас лёгкие. Не то что у вас, в четвёртом классе. – Да, - говорю, - у нас не то что у вас. Вот перейдёшь в четвёртый класс, тогда узнаешь, где раки зимуют.
2.Узнать, что такое настоящее наказание, суровая кара. О классовой борьбе имеешь понятие или ты с луны свалился? Решается вопрос: «кто -кого» …Счастье твоё, я здесь сижу, не кто-нибудь другой, узнал бы ты, где раки зимуют!
16 слайд
Гоняться (гнаться) за двумя зайцами; погнаться за двумя зайцами- Браться сразу за несколько дел. Вы советуете мне не гоняться за двумя зайцами и не помышлять о занятиях медициной.
17 слайд
Крокодиловы слёзы- Лицемерное сострадание, неискреннее сожаление. Теперь твоему раскаянию уже не поверят… Теперь ты хоть источники слёз пролей – и тогда скажут, что это крокодиловы слёзы.
18 слайд
Делать (сделать) из мухи слона- Необоснованно преувеличивать что-либо. Вы не слушайте Петра Ивановича: он из мухи делает слона: рад случаю поумничать.
19 слайд
Делить шкуру неубитого медведя- Заранее делить прибыль в ещё не осуществлённом деле. Мы пересчитываем рыбу задолго до того, как она к нам попадёт… По этому поводу есть даже сказка… - Какая же?- О том, как делили шкуру неубитого медведя.
20 слайд
Конь <ещё> не валялся- Ничего не сделано. Торопитесь, друзья, до ввода комплекса осталось недолго, девять-десять месяцев.- Но позвольте, - горячился Папуша, - там и конь не валялся. Строителям работы по горло. Толком ещё не начат монтаж.
21 слайд
Заморить червячка- Слегка, наскоро утолить голод. Те, кто заморил червячка, сплеснув, передавали посудину и огрызок сахара дальше.
22 слайд
Змея подколодная- Коварный, опасный человек. Это всё ты! Ты, змея подколодная! Ты наговорила! Сжить нас со свету хочешь! Что мы тебе сделали? Что?
23 слайд
Идёт, пристало как <к> корове седло- Ничуть не идёт что-либо. Галстук ему шёл как корове седло.
24 слайд
Как корова языком слизала- Кто-либо быстро и бесследно исчез, что-либо быстро и начисто исчезло. В третьем батальоне прямое попадание в окоп. Сразу одиннадцать человек как корова языком слизала!- с горечью сказал Левашов.
25 слайд
Жить (прожить) как кошка с собакой- Недружно, в постоянной ссоре. Ведь она жила с фельдшером как кошка с собакой, и для неё праздник, если его уволят.
26 слайд
Дуешься как мышь на крупу- Очень сильно дуешься, злишься на кого-либо. Чего это ты вдруг надулся как мышь на крупу?
27 слайд
Быть, чувствовать себя (почувствовать) и т. п. как рыба в воде- Совершенно свободно, вполне естественно и просто (чувствовать себя). (Тимофей) в рабочей среде – как рыба в воде, всех знает и его все знают.
28 слайд
Как собака на сене- Сам не пользуется чем-либо и другим не даёт пользоваться. – Людям жить негде, а они - как собака на сене.
29 слайд
Нужен как собаке пятая нога- Вовсе не нужен. Исповедь мне твоя нужна как собаке пятая нога.
30 слайд
Разбирается, понимает, смыслит и т.п. как свинья в апельсинах- Ничуть, совершенно не разбирается. Что касается «Русской мысли», то там сидят не литераторы, а копчёные сиги, которые столько же понимают в литературе, как свинья в апельсинах.
31 слайд
Бегать, бежать (вбежать), метаться, носиться и т.п. как угорелая кошка- В крайнем исступлении, никого не замечая, бегать, метаться. [Карп:] Как это вы себе покою не найдёте? Мечетесь вы как угорелая кошка.
32 слайд
Выводы:
Работая со словарём фразеологических сочетаний Жукова, я пришла к выводу, что из предложенных автором фразеологизмов в 109 из них упоминаются животные
По проведённым мною подсчётам я делаю вывод, что чаще всего во фразеологизмах употребляется
СОБАКА - 7 раз;
МУХА И КУРИЦА – 6 раз;
КОШКА, КОЗА, КОНЬ – 5 раз;
ВОЛК, ВОРОБЕЙ – 4 раза;
МЕДВЕДЬ, СВИНЬЯ, ПЕТУХ – 3 раза
33 слайд
Моя гипотеза не подтвердилась:
Чаще всего во фразеологизмах употребляется не волк, а собака.
34 слайд
Использованная литература:
В.П.Жуков – Школьный фразеологический словарь русского языка-
Москва, Просвещение, 1980
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 264 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Попова Виктория Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.